Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН РОСТА
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Построить мир, где все сбывается

Образовательная практика летней школы «НооГен»

Вроде бы очевидно, что для успешной самореализации мало освоить школьные предметы. Гораздо важнее поверить в свои силы, научиться видеть собственный потенциал и расширять жизненные перспективы.
Но где и как этому учиться?
Оказывается, существуют школы, которые видят свою миссию именно в развитии творческих способностей и индивидуальности детей. Одна из них – летняя школа «НооГен».
Примечательно, что сейчас в педагогической печати все чаще появляются публикации о проведении в общеобразовательных школах личностно-ориентированных уроков и внеклассных занятий. Это означает, что для учителей педагогическая практика НооГена может представлять не только познавательный, но и прикладной интерес.

Жизнь как поле потенциальных возможностей. Человек как творец самого себя, своей жизни, самых разнообразных событий и вещей. НооГен – это прежде всего определенное мироощущение, настрой в сочетании с соответствующими педагогическими приемами и методами. Можно сказать так: настрой порождает метод, а метод усиливает настрой. Не случайно ноогеновские задачи рождаются, как говорят сами создатели НооГена, «в режиме инсайта»…
А началось все в конце 90-х, когда в Краевую летнюю школу начали съезжаться научные сотрудники сибирского отделения Академии наук, преподаватели и студенты Красноярского университета. Они привозили с собой необычные задачи, которые не только не были решены современной наукой, но даже и не сформулированы.
Эти задачи взрослые решали вместе с детьми. И это тоже нетипичная вещь для педагогической практики: ведь обычно взрослый знает, что должно получиться в результате.
И если перед детьми есть только один образец «знающего» взрослого», то где и когда они могут встретиться с миром настоящих взрослых – думающих, ищущих, спорящих?

Логика живого

НГ-задачи строятся так, чтобы понятие было выведено в какую-то непривычную или даже невозможную область. Так, чтобы шаблоны мышления перестали работать.
Возьмем, к примеру, задачу – «Построить мир, где все, что сказано, сбывается». Решая ее, приходится думать не только о физических основах создаваемого мира, но и о специфических законах социального взаимодействия. Тем более что участникам в конце предлагается попробовать действовать сообразно придуманным ими законам. Прямо здесь и сейчас.
Этот опыт пригодился ребятам в решении задачи «Построить язык в мире, где все, что сказано, происходит на самом деле». Строительство превратилось в настоящий коммуникативный тренинг. Четкость, определенность высказываний, понимание того, что хотел сказать другой член команды, – все это постоянно обсуждается в группах.
Или вот такая задача: «Построить мир, где все живое». В процессе решения биологическая направленность задачи постепенно трансформируется. «Живое» мгновенно обнаруживает свои сущностные признаки: изменчивость и развитие. Что же это за мир, где все должно изменяться и развиваться? Похоже, условие задает какую-то особую логику связей и отношений. Выстраивая ее, ребята выходят на осмысление ценностных категорий, проектирование этических норм.

Принцип событийности

НооГен начинается с зарождения особой атмосферы. Удивительные вещи, как правило, случаются в удивительных местах. Поэтому ребята едут в «дальние дали», за тысячи километров от Красноярска. Например, на базу отдыха на хуторе Бета в 50 километрах от Геленджика. Черное море, реликтовый лес, галечный пляж, древние дольмены, горы, неведомые растения и животные.
Конечно, в таком месте могут произойти самые неординарные события. И происходят. Надо сказать, что событийность понимается ноогеновцами как универсальный педагогический принцип. В развернутом виде его представил один из директоров межрегиональных школ «Нооген», Семен Ермаков: «Единица развития – Событие, в котором человек встречается с возможностью действовать и понимать свое действие по-новому. Эта возможность может быть представлена в действии значимого другого (например, значимого взрослого); в виде задачи, когда решить ее важно, но способ решения отсутствует или перестает быть понятным после первых очевидных действий; в точке напряжения, когда человек пробует сделать нечто большее, чем ему позволяют обстоятельства».

Жизнь в полный рост

Взрослый из команды НооГена – это тот, кто умеет увлекать, провоцировать, «заражать» своим действием. Приемы многообразны. Один из основных называется «открытое действие взрослого» – вызов ограниченности собственных умений. Взрослый сам выходит на границу своего миропонимания – в решении ноогеновских задач, владения своим телом – в тренинге, опыте коммуникативных умений – на образовательном семинаре, в конструкторской смекалке – при строительстве, например, воздушного шара, в способности «к подвигу» – при переплытии Геленджикской бухты. Действует индивидуально и совместно с детьми предельно открыто и честно, не задавая «правильных образцов», обходя «готовые» культурные формы, которыми владеет. Ошибаясь, переживая, «живя в полный рост». Риск неудачи при этом велик. Но в случае успеха можно испытать чувство сродни «покорению новой вершины». И не важно становится, сколько кому лет, кто смог найти выход, придумать нужную интонацию, движение, отыскать ключевое слово или подать идею. Взрослый в этой ситуации – тот, кто смог предложить новый способ, сделать то, что надо, своими руками.
Наверное, образовательная среда, в которой все по-настоящему, без искусственной предопределенности решений, где директор школы может запросто стать обычным, даже не самым успешным участником, и есть главный фактор личностного роста в Летней школе «НооГен». Потому-то ребята и рассказывают в своих отзывах о поразительном многообразии результатов пребывания в ЛШ. Это и обретение конкретных навыков, и повышение интереса к познанию, и развитие коммуникативной компетентности, креативности, способности к самоорганизации. Недаром Ксения Рязанцева написала: «Когда я вернулась домой, было стойкое ощущение, что я теперь немного другая, а мир совсем не такой, каким был две недели назад».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru