Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Людмила КОЖУРИНА

«Чтобы тема была близкой, а письмо легким»

Репортаж из учительской за полчаса до сочинения

Похоже, многим уже стало понятно: за дискуссиями о качестве образования и единообразии контроля мы и не заметили, что на самом деле утратили. Школу, уверенную в себе. Ответственную педагогику. Доверие детей к получаемому образованию.
Смешалось все. Экзаменационный разнобой небывалый.
В одних регионах сдают только ЕГЭ, в других – ЕГЭ по выбору, а где-то до сих пор о ЕГЭ знают понаслышке. В Ростовской области, например, выпускники не писали выпускное сочинение, сдавали вместо него два ЕГЭ.
В Воронежской области Главное управление образования разработало Положение, по которому медалистов отделили от обыкновенных выпускников и создали для них специальные условия: экзамены они сдают вне школы, в присутствии специальной комиссии: «Работа выполняется в двух тетрадях с угловым штампом Главного управления образования. Тетради не расшиваются. Незаполненные листы в чистовой работе зачеркиваются по диагонали. Работы кодируются…». Такой вот стресс-сюрприз для воронежских отличников и учителей.
Но ведь и странный перенос даты выпускного сочинения с 1 июня на 2-е тоже не безобидная мелочь. Похоже, из школы сознательно изгоняется все привычное и стабильное.

В Кромах Орловской области в изобилии свежий воздух и вековые деревья. Кромам 850 лет. Но их развитие идет вспять: важнейшая военная крепость на южных рубежах древней Руси, потом город с развитой промышленностью, а теперь небольшой поселок с двумя школами, одна из которых начальная.
Утром 2 июня их было не перепутать. Толпа школьников у входа, двери настежь и далее – кабинет директора, временно превращенный в штаб. Кромская общеобразовательная школа. Педагоги переживают трепетные минуты ожидания. Милые проявления дружелюбия и поддержки.
В рекреации видишь пейзаж в тургеневском духе: усадьба, беседка, сирень – написано маслом на стене. Замечаешь, что учительница Светлана Афанасьева, легкая, взволнованная, в шляпке и шарфике, поразительно гармонирует с ним. Она преподает химию, но – «Сегодня сын пишет!». И уже другие лица на фоне пейзажа: директор Людмила Агошкова в сопровождении словесников, в руках ножницы и конверты: «Изложение! Смотрим: печати на месте, конверт не заклеен. Ах, руки трясутся… Вскрытие произведено. «Отцы и дети». Вопрос: Почему Тургенев включил в роман историю любви Павла Петровича и княгини Р.?» Учителя мгновенно встали в кружок: «Необычный вопрос… Отвечать надо по всему роману, по поводу основной мысли. О любви… Какими бы ни были разными по своим воззрениям Базаров и Кирсанов-старший, в любви они одинаково отвергнуты. Так? Да, оба сломлены любовью. Еще…» – идет настоящая мозговая атака. Задор и взаимопонимание: Елена Зайцева, Галина Гололобова, Ирина Горяная, Галина Ченская. Понятно, что не им предстоит писать ответ, однако к чести учителя – вообразить себя на месте ученика, самому пройти испытание. И сразу видно, как здесь преподают литературу: живо, страстно. Через час окажется, что никто из учеников четырех классов изложением не заинтересовался. Все захотели создавать свой текст. Тоже результат.
Елена Зайцева скороговоркой рассказывает: «Дети умные, работоспособные. У нас 17 медалистов, и все настоящие. Прошли мы всё, всё повторили, но есть блоки немыслимой сложности. Труднее, конечно, заниматься поэзией. Не так часто встречаются дети, тонко чувствующие слово. Проза демократичнее. Особенно нами любима «Война и мир», изучали очень тщательно».
Между тем волнение нарастает. Выпускники построены, телевизор работает. В нем – Александра Васильевна Копылова, начальник областного управления образования. Она предлагает сверить часы, чтобы удостоверить прямой эфир, и напоминает: в эти минуты на старте 1700 выпускников школ Орловской области. «Сердце бьется необыкновенно, – шепчет рядом со мной учительница Любовь Костякова, – а ведь я сегодня не выпускаю!» Музыка, лототрон, шар с номером 54 выкатывается и вызывает новую волну возбуждения: «Природа… слова Булгакова… Серебряный век». Учительница Елена Зайцева, должно быть, рада: выпал и Толстой! Последнее напутствие директора: «Чтобы тему выбрали близкую, письмо было легким, а оценка – на балл выше, чем обычно. Держитесь».
В этот момент в ряды выпускников, как водится, виновато протискивается проспавший. Добрый смех. Переход в классы. Девять утра.

Мы пьем чай у директора. Чай принесли из школьной столовой в простых стаканах. Немного странно: в школе не видно ни нарядных букетов, ни хлопочущих за нарезкой колбасы мам. Тихо, и телефон молчит. Людмила Васильевна достает из сейфа прошлогодние выпускные работы по литературе – на удивление пространные, по 5–6 листов, очень личные, абсолютно разные по стилю. «Иногда их перечитываю. Столько удовольствия! Потому что учителя понимают детей. С историками бы вам познакомиться, самоотверженные, незаурядные люди. Выпускной экзамен по истории – наша гордость. Мы хотим, чтобы дети блеснули, чтобы были услышаны. К нам работники образования специально приезжают детей послушать. Ответ может длиться 10–15 минут, и вы не представляете, какие дети счастливые с экзамена выходят. И учителю награда: он видит результаты своего труда. Дело ведь даже не в знаниях, а в единении педагогов и детей, в их взаимности. На устном экзамене это очень заметно. ЕГЭ, к счастью, у нас пока нет, и мы еще не учим детей тому, как обманывать тесты. Мне кажется, не родное это дело для российского образования, тесты. И слово не наше, и суть чужая. Не пойму я, как учить и определять знания, не выслушивая, не разговаривая?»
Некоторое время мы говорим о коварстве общения через бумагу, об изобилии документов, сыплющихся на школу: три толстые красные папки – инструкции об экзаменах, три синие – документы по нацпроекту: «Тонем в бумагах. Но нам повезло: главный специалист отдела образования Татьяна Лосева имеет особый дар работы с документами, умеет их правильно подавать: отсеивает ненужное, подробно поясняет самое важное». К разговору, за окном возникает начальник отдела образования, и вот он уже в кабинете.
Юрий Филин – прежний директор школы, в шкафу до сих пор стоят его книги из серии «ЖЗЛ». Держится по-свойски: «С экзаменом порядок! Все по плану: кому пакет, кому карту. А теперь давай про морковку и капусту думать, сорняки после дождей торчат, как зубочистки». Людмила Васильевна кивает за окно: проходят дети с тяпками и мотыгами. При школе большой производственный участок. На нем централизованно, с применением большой техники несколько окрестных школ выращивают овощи. «На государственные деньги разве что старик Хоттабыч сможет накормить детей и поддержать школу», – шутит Юрий Семенович.
Тем не менее платных образовательных услуг школа не оказывает – так написано в Уставе. Репетиторская деятельность учителей здесь не одобряется. Статус учителя всячески поддерживается.
…У топонима Кромы множество толкований, среди них – «кромка», «скромный», «закрома», «кремль».

Москва – Орел – Кромы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru