Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА

Марина НИКОНОВА

История с поступлением

Как помочь будущему первокласснику узнать наконец,
где он живет, кем работают его папа и мама и что арбуз – это ягода

Вот и случилось для большинства шестилеток настоящее перепутье. Позади детский сад, впереди – школа. Кто-то из них уже прошел первое в своей жизни серьезное испытание – собеседование. А кому-то еще предстоит выбрать школу, найти свою первую учительницу. Самую добрую, самую лучшую, самую справедливую на свете.

Про то, что арбуз не овощ и не фрукт, а всего лишь ягода, знают уже вроде бы все. И родители, и бабушки, и дети. Но из года в год будущих первоклашек начинают экзаменовать в школе на разные «арбузные» темы.
И тогда вдруг с удивлением узнаешь, что ребенок, оказывается, не знает, как называются страна, город и улица, где он живет. Не подозревает, кем работают мама и папа. И, расстроившись, что не может ответить на вопросы строгих незнакомых взрослых, забывает даже то, что знал.
А мы-то думали, что все это просто и само собой разумеющееся. Как тут удержаться и не укорить ребенка: «Разве ты не знал, что живешь в России, а я пятнадцать лет работаю врачом!» Как не пожаловаться в сердцах родным и знакомым, что он не ответил на такие простые вопросы. Но ведь другие-то, которые касаются той реальности, в которой он живет, ему и не задавали... Может быть, и вся эта история с поступлением в школу лишь для того, чтобы взрослые спохватились и начали разговаривать с ребенком. Играть в запоминалки.

Список профессий

Конечно же ребенок знает, кем работают его родители. Вернее, ему известны косвенные признаки их профессий. Он даже попытается вспомнить, но не найдет в своем словаре этого слова в свободном пользовании. Если напомнить, он спохватится, что не впервые его слышит из ваших уст. А самостоятельно вспомнит скорее всего то, что ярче, выразительнее проявляется в обыденной жизни. То, например, что мама ходит по вечерам заниматься в спортивный зал. Или уверенно скажет, что папа по профессии рыбак. Потому что не раз сидел с ним рядом, перебирая так похожие на игрушки снасти, лески, катушки.
А может, не вспомнив ничего, скажет, как очень многие современные дети, что его папа работает в банке. Почему-то именно эта профессия большинству из них автоматически приходит в голову.
Когда же доходит очередь до той профессии, которая нравится самому ребенку, тут может оказаться, что в свои неполные семь лет от роду он успел многое обдумать и решить. Детям приходят в голову самые невероятные идеи. Им даже кажется, что каждый человек на протяжении жизни обязательно бывает учителем, писателем, актером и клоуном в цирке. Что сначала можно поработать канатоходцем, а потом уже пожарным или продавцом мороженого.
Поэтому, как бы ни сложилось собеседование при поступлении в школу, это хороший повод, чтобы продолжить разговор. Вспомните вместе с ребенком, кем работали и работают его родственники, составьте вместе письменный или устный список профессий.

Дом, улица, страна, фамилия…

Так же легко, как учат цифры от одного до двадцати, если в саду пронумерованы ступеньки, дети запоминают свой адрес, если придумать, как им это толково объяснить. Мальчишки с интересом всматриваются в географические атласы, марки, запросто различают футбольные команды, флаги...
Включите фантазию!

Слово как игрушка

Этим можно заниматься даже между делом. Предложите ребенку назвать все предметы, которые стоят на столе, разделить слова на слоги, отбивая каждый хлопком в ладоши.
Потом чуть сложнее – называйте предмет, а ребенок пусть подбирает понятие: тарелка – посуда, яблоко – фрукт… Или: каша – ем, краски – рисую, музыка – слушаю, ручка – пишу… Медведь – лес, цветы – сад, облако – небо… Школа – учитель, больница – доктор, автобус – водитель, метро – машинист. Можно даже договориться, что целый день, задавая друг другу вопросы, «да» и «нет» в ответ не говорите, заменяя их синонимами.

Рассказ по картинке

Яркими и красивыми детскими книгами давно никого не удивишь. Но на собеседовании при поступлении в школу ребенка просят составить рассказ по картинкам времен Деда Мазая. Краски выцвели, бумага пожелтела.
Вид этих картинок сначала поражает: неужели нет других? И только потом понимашь, почему их хранят так долго и бережно. Может быть, во всей детской литературе, переизданной в последние годы, не найдешь такого понятного, подробного и правдоподобного рассказа в картинках. Чтобы и небо, и вода в реке, и деревья на берегу без слов говорили о том, что скоро весна. И хотя такого старика в ушанке и тулупе, мальчишку с багром в дощатой лодке и собаку в настоящей конуре многие дети вряд ли видели, история настолько ясна, что очередность изображенных на каждой картинке событий любой ребенок выстроит легко.
Остается только пересказать историю. А вот это не каждому удается. Потому что на лету схватывая все знания и умения, касающиеся техники, современные дети не очень умеют рассказывать и объяснять. Вот для чего нужно искать книги с хорошими картинками и не спеша рассматривать их вместе, задавать вопросы, слушать, как ребенок рассуждает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru