Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

У книжной полки

К.Н.Поливанова
Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция.
М.: «Генезис», 2003.

Автор уже в начале книги утверждает, что «теперь следует говорить не о готовности ребенка к школе, а о готовности школы обучать шестилетних детей».
Книга адресована тем учителям, кто хочет подробно узнать об особенностях шестилетних первоклассников, чтобы оптимально выстраивать работу.
По степени готовности к школе шестилетки разделяются на несколько типов: дошкольники, почти ученики, ученики, псевдоученики или школяры, коммуникаторы. О каждой группе подробно рассказано по одной и той же схеме: «основная характеристика», «как они себя ведут?», «почему они такие?», «что же делать?».
Очень узнаваемо описаны портреты всех типов, а советы учителям доступны и, похоже, действенны.
Последний раздел, содержащий методики диагностики, будет полезен скорее школьному психологу.
После прочтения книги вы сможете более уверенно и дифференцированно выстраивать работу с разными ребятами. По крайне мере весь ее настрой побуждает не дотягивать всех до «положенного» уровня, а создавать комфортную образовательную среду для каждого.

Марина НИКОЛАЕВА

Н.К.Смирнов
«Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».
М., «АРКТИ», 2005.

Нельзя сказать, что у нас издается мало литературы, посвященной проблемам сохранения здоровья школьников. Книги, брошюры, публикации по этой проблематике появляются регулярно. Но, увы, почти все они имеют очень узкую тематическую направленность. Многие к тому же написаны сложным для восприятия, а то и псевдонаучным языком.
На этом фоне книга кандидата медицинских наук, врача-психолога Никиты Смирнова – явление исключительное. В ней поразительным образом сочетаются широта видения, глубокая компетентность, системность подачи и практическая направленность материала. Добавьте сюда ясность и простоту изложения, большое количество школьных примеров.
Автор анализирует наиболее распространенные в российских школах подходы к сохранению здоровья, показывает, как воздействует на здоровье архитектоника школы, организация образовательного процесса, используемые на уроке методы, раскрывает влияние личностных и профессиональных качеств учителя.
Эта книга – настоящая находка для тех, кто стремится «по максимуму» почерпнуть практически полезную информацию. Здесь можно найти подробные ответы на самые разные учительские вопросы. Как оптимально распределить время на уроке? Как избежать переутомления? Как построить индивидуальную работу с учениками, имеющими различные проблемы со здоровьем? Как рационально составить расписание занятий? Как внести в урок элементы, направленные на формирование здорового образа жизни? Как учителю поддержать и укрепить собственное здоровье?
Автор акцентирует внимание на тех моментах, которые нередко остаются за границами внимания учителей. Среди них следующие важные аспекты урока: обеспечение связи между задачами педагога и личными задачами ребенка; творческий характер занятия, определяемый, в частности, ассоциативной активностью детей; психологический настрой всего класса на урок и динамика психологических состояний детей на разных этапах урока.

Андрей БУКЕЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru