Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Традиционно в апреле–мае проводятся научно-практические педагогические и психологические конференции, в которых принимают участие ведущие ученые.
Учитывая, что далеко не каждый учитель может вырваться на несколько дней в научные центры страны, мы предлагаем нашим читателям фрагменты материалов двух конференций: «Успешный ученик. Проблемы дифференцированного обучения», которую провела Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования, и «Поверх барьеров. Человек, текст, общение», прошедшую в Московском государственном университете им. Ломоносова.

Выдержки из доклада нейропсихолога,
заведующей кафедрой педагогики детства
Санкт-Петербургской академии последипломного
педагогического образования
Валентины ЕРЕМЕЕВОЙ

Риски школьной неуспешности

Откуда берутся двоечники?

Когда родители ведут своего малыша в первый класс, они верят, что он будет успешным. И в учёбе, и в отношениях с людьми. И дети, впервые переступая порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. И учительница собирается помогать им в жизни, а не портить её. Но не все ожидания сбываются…
Какие они, педагогические риски школьной неуспешности для конкретного ребёнка? Одни из них понятны всем: проблемная семья, отклонения в здоровье у ребенка, недостаточная профессиональная грамотность учителя. Опять же способ обучения для всех один, а дети разные. Многим не подходят стандартные методики обучения. Они не учитывают даже половые особенности развития познавательной и коммуникативной сферы ребёнка. А ведь у мальчиков и девочек мозг устроен по-разному, не говоря уж о темпах и последовательности развития психических функций.
Особый риск – низкий биологический возраст ребёнка, который зачастую заметно отличается от «паспортного». Да и «по паспорту» иные школьники часто оказываются на год младше своих одноклассников. Такой ребёнок не способен в силу своего реального возраста справиться с тем материалом и в том режиме, который ему предлагают не потому, что ленивый или его плохо подготовили к школе – он просто маленький.
А риск, который практически никогда не учитывается, – высокая цена успешной познавательной деятельности?! Мы говорим ребёнку: «Ну ведь можешь!» – когда он ценой неимоверных усилий справился с каким-то заданием. Но постоянно мобилизовывать все свои резервы невозможно. Да, один раз он превозмог себя, но как это делать всю школьную жизнь? Рано или поздно он сорвётся. Цена усилий должна быть адекватной.
Всё чаще мы видим трагические результаты ранней подготовки к школе. Детей пытаются научить читать в четыре, а то и в два года. Им не хватает времени, чтобы сформировать чувственный фундамент мира. Их жизнь заполняют настойчивыми «обучающими» занятиями. А ведь достоинства и опасности раннего обучения чтению вообще остродискуссионный вопрос. Как только взрослые дали ребенку знаковую систему, развитие остальных функций идет уже по-другому, под прессингом речи.
О том, что организация мозга у человека может быть левополушарной (то есть ориентированной на алгоритмическое, аналитическое мышление) и правополушарной (ориентированной на образное, целостное мышление), слышали, наверное, все. На самом деле чем ребёнок младше, тем он как бы правополушарней. И это ещё один риск, который особенно беспокоит меня как нейропсихолога.
В школе с первых дней утверждается левополушарное третирование. Опора делается исключительно на логическое мышление, алгоритмический тип решения задач, аналитическое разъятие целого на части. А огромному большинству первоклассников свойственно на нейропсихологическом уровне не аналитически, а целостно воспринимать познавательный материал. Что уж говорить о тех детях, у которых правополушарность особенно ярко выражена... Они автоматически оказываются в группе риска.
Вообще человеку свойственно ориентироваться на один-единственный эталон восприятия – свой собственный. Выстраивая свою логику обучения, мы исходим из того, как сами это чувствуем и понимаем. Мне так легко – и ребёнку должно подойти. Мне так удобнее, я так вижу-слышу-чувствую – и ребёнку, естественно, тоже. Но оказывается, ребёнок пяти-семи лет видит, слышит, чувствует и понимает совсем по-другому.
Школе по-прежнему свойственна подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Всё больше доброхотов требуют готовить учеников к сдаче ЕГЭ с первого класса. Да разве ж это главное в жизни!
Но и в школе, и в семье оценки развития ребёнка заменяют отметкой. И тогда школьная отметка становится меткой, которой метят успешную или неуспешную личность.

ТАК КАКОЙ ЖЕ ОН, УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК?
Третьеклассникам был задан вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?»
В ответах мальчиков на первом месте хорошее поведение. На втором – ум. И уже потом какие-то общечеловеческие качества: честность, смелость, доброта…
С точки зрения девочек, идеальному ученику необходимы прежде всего хорошее поведение, отличная учёба и послушание. А ум и общечеловеческие качества не столь важны.
Учителя, расшифровывая понятие «идеальный ученик», на первое место ставят желание учиться и интерес к учёбе. Затем: внимательность, трудолюбие, ум. Называют изредка и одно-два таких качества, как доброта, честность, порядочность.

ПОРТРЕТ УСПЕШНОГО ВЫПУСКНИКА
Попробуем понять, каким видится школьным обитателям успешный выпускник.
Учителей спросили: «Какими должны быть юноши и девушки, заканчивающие школу?» Тут ответы кардинально другие.
Главным для юношей стала способность принимать самостоятельные решения. Затем: уверенность в собственных силах, ответственность, надёжность, мужественность, целеустремлённость и способность иметь собственное мнение.
Девушек учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, женственными, нежными, скромными, гордыми, с чувством собственного достоинства. И тоже уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения.
Но тогда невольно возникает вопрос: а разве школа приветствует в учениках способность иметь собственное мнение и принимать самостоятельные решения? И кто их учит быть мужественными и женственными, надёжными и уверенными в себе? Получается, что идеальный ученик все школьные годы должен иметь одни качества, а на выходе из школы – совершенно другие.

А САМ Я КАКОЙ-ТО ПОЛУТУПОЙ…
Портрет успешного ученика в глазах учеников и учителей во многом совпадает. А какими ребята видят самих себя в реальной жизни? Мы попросили пятиклассников ответить на вопрос: «Какой я?»
Почти каждый третий мальчик назвал себя сильным, умным и хорошим другом. И почти каждый четвёртый признался, что он не самый умный и даже какой-то полутупой. Девочки считают себя добрыми, вежливыми, аккуратными, ответственными. Но переживают из-за того, что тоже не очень умные. А ещё дети мучаются из-за того, что они неудачники, невнимательные и некрасивые.
Вряд ли многих из тех, кто страдает от своих отрицательных качеств, можно причислить к успешным ученикам. Но ведь и мы, взрослые, не во всём успешны. И у нас не всегда всё получается. А для ребёнка совершать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя – это нормально. Учитель и думает по-другому, и говорит по-взрослому, не так, как дети.
И наша задача сделать так, чтобы любой ученик независимо от его способностей понял нас и объяснил нам, что именно он понял. И чтобы каждый почувствовал себя в школе счастливым. И двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, в том, что он двоечник, не он виноват, просто мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других.
Один не самый успешный третьеклассник, отвечая на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он прав. Пусть даже написав слово «счастливый» через букву «щ».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru