Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Аркадий ВИНДМАН

Так! Успокоились!

Заметки с первой педагогической практики

…Я сижу в девятом классе, и мне становится страшно и холодно от апатии, которая устанавливается во время уроков среди учеников. Я буквально вижу и слышу, что именно не так, но… что я могу сделать? Я посторонний, а к посторонним они относятся с подозрением: смешки, косые взгляды, оглядки тайком или явная грубость. Откуда в них все это? От той среды и обстановки, которую создают все окружающие взрослые, – они вынуждают защищаться.
В первый день практики, когда мы пришли в школу и «разбирались» по классам, одна учительница сказала нам что-то вроде: «Ой, а это такой класс – прямо звери настоящие. Пока их успокоишь! Но если вам просто нужно понаблюдать за ними – то это, конечно, очень интересно. Там все такие личности!» Это «личности» она сказала будто про мартышек в зоопарке – дикие, невоспитанные, но жутко забавные, такие кренделя выделывают, мама дорогая, любо-дорого смотреть…
Другая учительница показала потрясающий пример, как нужно успокаивать детей. «Может, тебя к доске вызвать, чтобы ты успокоился?» А типичная установка на начало многих уроков: «Так, успокоились!» (и чем-нибудь тяжелым по столу).
Или тоже – очень милая с виду молодая учительница, и вдруг на уроке превращается в настоящую фурию и поносит ученицу почем зря. А когда ребята стали сильно шуметь и отвлекаться, она тут же им объяснила, что они так ведут себя, особенно девушки, потому что на уроке присутствует привлекательный студент, а мальчишкам от этого завидно...
Я закончил школу всего пять лет назад. Да, у нас были и грубые учителя, и авторитарные, но их были единицы. А сейчас, похоже, ситуация изменилась с точностью до наоборот – единицы внимательных и принимающих. И это не только мой вывод – об этом говорят и школьники, и сами педагоги.
Вот еще несколько моих примечаний по ходу разных уроков.
«Речь большинства преподавателей насыщена мелким и озлобленным юмором, который, кажется, должен мотивировать. Только не совсем понимаю, к чему именно…»
«– Так, меня слушаем! – начало урока биологии. Учительница похожа чем-то на инспектора из детской комнаты милиции: говорит твердо, чеканно, основательно. – Вопросы есть? – Этот вопрос задается регулярно и таким тоном, что ответ на него уже не имеет особого значения…»
Недавно директор одной из наших местных школ, заслуженный учитель, сказала в интервью: «В своей работе я применяю авторитарно-демократический стиль управления».
Что это? случайная оговорка? сознательное лукавство? или неосознанное искажение собственной мысли?
Сегодня педагоги больше занимаются технологиями и методиками. А должны (в этом я твердо уверен) заниматься основаниями, принципами, ценностями. Иначе ими начинают заниматься все кому не лень: религиозные деятели, политики, военные. Методика отвечает на вопрос: как лучше дать предмет? Но это ответ на второй вопрос или даже третий. А на первом месте – зачем это человеку и как ему лучше?..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru