Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
 

Людмила КОЖУРИНА

Что такое задачный подход

Или вопросы по теме, которую еще не проходили

В «ПС» № 1 с.г. мы говорили о разном отношении учителей к учебнику, о том, что нередко предметник видит в учебнике конкурента и не рекомендует детям обращаться к книге. Другая крайность – неукоснительное следование за учебником, его стопроцентное обслуживание.

Спонсор публикации статьи: ассоциация репетиторов "ОГНИ МГУ" предоставляет услуги по индивидуальному обучению учащихся, студентов и абитуриентов. Если Вам требуется ретитор по математике, то посетив сайт ассоциации репетиторов "ОГНИ МГУ", который располагается по адресу http://repetitor-mgu.ru/, Вы сможете оставить заявку на поиск репетитора, и специалисты компании подберут Вам лучших преподавателей Москвы. Высококлассные педагоги, большинство из которых преподают в МГУ, обеспечат качественное обучение, по выбранному предмету, что позволит учащемуся успешно сдать экзамены, ЕГЭ, или устранить имеющиеся пробелы в образовании.

Заметим, и в том и в другом случае дети оказываются во власти чужого целеполагания: так сказал учитель, так написано в учебнике. Поэтому и подход учителя и учебника к подаче заданий оказывается одинаковым: «найдите», «прочитайте», «укажите».
Сегодня в дидактике востребован другой подход, задачный. Он предусматривает, что решение проблемы (задачи не только математической, но любой, вплоть до социальной) начинается с самоопределения и рефлексии. Требует личного, а не функционального участия человека в постановке цели и в поиске путей ее достижения. Заставляет его выбирать такой кортеж вопросов, какой у него возникает. Задачи человек решает собой.
«Да бросьте, какие у них вопросы? Откуда?» – так скажет учитель, находящийся во власти принципов общей дидактики: доступность, наглядность, преемственность, действия по образцу, по алгоритму. «Выполнить действия – вот что ученику доступно!» Спорить с ним не будем, потому что большинство заданий из учебника и в самом деле не требует от учеников постановки каких-либо дополнительных вопросов. Например: «Выпишите из предложения словосочетание с типом подчинительной связи управления: “Около дома росли красивые ромашки и лилии”».
Чтобы выполнить задание, ученик обязан знать, что такое предложение, словосочетание, тип подчинительной связи, управление. Никакого нового понимания выполнение этого задания ему не прибавляет. Оно рутинное, контролирующее.
Однако это же задание превращается в увлекательную задачу, когда попадает в поле внимания учеников, еще не сведущих в теме «Виды связи слов в простом предложении». Выполняя задание, где ему многое непонятно, человек стремится восполнить недостающие данные. Он начинает задавать вопросы – себе ли, учителю, товарищу, обращаться в поисковые системы, справочники. Вступает с миром в коммуникацию по поводу задачи.
Какие вопросы он может задать учителю, например? Наверное, начнет с терминов. Учитель может сразу дать определения. Обычно так и делают, даже тогда, когда ученики учителя ни о чем не спрашивают. А можно дать ученику возможность отгадать значение с помощью ряда вопросов, на которые он будет слышать ответ «да» или «нет». То есть ученик сам будет искать определения к этому понятию. По сути, цель детской игры в «да и нет» и любой задачи одинакова: построить в процессе общения некоторое понятие. Ведь игрок всегда – раньше или позже – отгадывает искомое. Потом он комбинирует полученную информацию и… догадывается. Сколько радости!
Но может быть, ученику и не понадобится задавать вопросы. Он сам догадается, что такое словосочетание, подчинение, управление – все слова русские. И он, минуя определения, сразу интуитивно схватит свойства: слова сочетаются, сочетаются по-разному, например, подчиняются одно другому. Управляют при помощи чего-то. И выдаст правильное: «Росли около дома».
Тогда – перемена ролей. Учитель хочет узнать, как шло движение мысли, и «да» или «нет» ему говорит ученик. И опять – радость.
Потому что педагог действует исходя из того, что отточенное механическое действие ничего, кроме тренировки исполнительности, ребенку не дает. Проблема же (задача), чтобы быть решенной, должна обязательно сформировать у ученика новое понимание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru