Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ольга ФРОЛОВА

Прощаемся со школой на бегу?

Спонсор публикации статьи: http://buruki.ru/city/praga - авиабилеты в Прагу по самым выгодным ценам. Удобная система поиска, представленная на страницах интернет проекта buruki, поможет найти спецпредложения по продаже авиабилетов во многие другие страны. А так же к вашим услугам возможность поиска и бронирования отелей по всему и миру.

Традиции, которых нас лишают

Последний звонок для выпускников-2006 прозвенит в этом году между вторым и третьим eдиным государственным экзаменом. Из праздника прощания с ученичеством день 25 мая превращается в будний день. Так распорядилось Министерство образования и науки. Ломается еще одна школьная традиция…
– Это пугает, – говорит Александр Сайбединов, директор Светлинского лицея Томской области, президент Ассоциации лучших школ России. – Пугает и то, что никто и внимания не обратил на фактическое вымарывание из школьного календаря Дня прощания выпускников со школой. Никого не встревожило безапелляционно-безразличное отношение к ценностям школы. А ведь они складывались веками, за ними – наша педагогическая культура. Прощание со школой – тонкая нота отношений учителя и ученика, традиция не случайная, и надо совсем не понимать школу, особый мир детства, чтобы пренебрегать ею.
К сожалению, экспансия прагматизма в школьный мир неумолимо прогрессирует. Современный учитель в логике процессов модернизации школы – носитель информации, а не культуры. Этакий предтеча эпохи компьютеров, узкий специалист, призванный обеспечить ученика знаниями, нужными для поступления в вуз, но совершенно неспособный организовать творческий процесс. Между тем в каждом ребенке живет потребность создавать, делать лучше, красивее – потребность творчества, заложенная самой природой. А нам этому учить некогда, процесс образования все более технологизируется, ожесточается. Мы больше не учим рисовать – они рисуют в подъездах; не учим петь – поют что могут; не учим поэзии – они переделки сочиняют. Хоть как-то помечают себя в культуре.
А взрослые сделали из ЕГЭ идола и понесли ему жертвы: личностное развитие ребенка, его эстетическое самовыражение и вот – добрые школьные традиции. Когда Последний звонок по прихоти ЕГЭ фактически оказывается не последним, я за то, чтобы сократить учебный год, но сохранить традицию. Когда школу вынуждают перестраивать свой уклад по меркам вуза, я прикладываю максимум усилий, чтобы отстоять уникальность школьного детства, его самостоятельность. Когда все твердят о «качественном образовании», я вижу и решаю совсем другую проблему: у наших детей критический недостаток ценностей. Поэтому в эти «горячие» дни в нашей школе происходит то же, что делалось в течение всего года. «Спор-клуб по пятницам» обсуждает очередную проблему, последняя – быть или не быть школьной форме. Творческие мастерские проводят показ работ – вчера прошло дефиле мастерской моды. Отзвучал песенный конкурс «Звездопад». Наши художники готовят свои работы к выставке в Москве, в ЦДХ.
Недавно я проводил собеседование с детьми из отдаленных сел Томской области, поступающими в интернатское отделение нашей школы. Спрашивал: «Какие песни поешь?» И они напевали мне мелодии пятидесятых-семидесятых годов. Почему ретро? Я спрашивал их про модные песни, напоминал некоторые. И они говорили: «Не нравится. Пустые они». Вот ведь как. Даже живя среди сумасшедшей безвкусицы, дети сами находят чистоту и тепло, тянутся к грустно-радостной эмоции культуры. Зачем же их дезориентировать?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru