Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Учебная мотивация складывается под влиянием ряда факторов, некоторые из которых обычно не принимаются в расчет. На мотивацию, в частности, влияет психосоциальное здоровье ребенка (адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями). Это влияние было исследовано литовскими учеными К.Кардялисом и Э.Эйдимтайте методом анкетирования и интервью. Научная работа проводилась в молодежных школах республики (молодежные школы в Литве – это образовательные учреждения для подростков, которые по тем или иным причинам не закончили обычные средние школы).
Как сообщают авторы исследования в статье «Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивацией учения» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 2 за 2006 год), в результате удалось установить тесную связь между учебной мотивацией и самоуважением ребенка. Те школьники, которые отличались высоким уровнем самоуважения, как правило, были сильнее мотивированы на учебу.
Наибольшее влияние на отношение 15–17-летних подростков к учению, по данным социологов, оказывают такие мотивы, как желание продолжать образование и осознание важности обучения для построения карьеры.
Может быть, самое сложное в конфликте – преодолеть первую спонтанную реакцию, справиться с негативными эмоциями. Руководитель психолого-педагогического и медико-социального центра Санкт-Петербурской гимназии № 56 Е.Меттус считает, что учитель, а тем более школьный руководитель, должен уметь предупреждать такие вещи. Как этому научиться? В статье «Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения” (“ДИРЕКТОР ШКОЛЫ”, № 2 за 2006 год) Е. Меттус приводит конкретные рекомендации. Вот некоторые из них. Следите за собой, особенно в минуты стресса, когда вас легко вывести из равновесия. Отложите или вовсе отмените важные дела и переговоры. Позаботьтесь о себе: выпейте чаю, позвоните друзьям. Знайте пределы своего терпения и вовремя «уходите» от чрезмерных раздражителей. Старайтесь быть искренним, говорите о своих чув-
ствах. Умейте читать невербальные сигналы в процессе общения. Не реагируйте быстро! Подумайте, что стоит за этим! Будьте готовы принять отрицательные стороны человека, с которым вступаете во взаимодействие. Желательно помнить, что «мы не можем управлять ветром, но можем управлять парусами». Не решайте проблему за других. И прежде всего – проясните ситуацию.
На общем собрании класса было решено: еженедельно по субботам будем совершать экскурсии по достопримечательным местам города. Вместе составили перечень мест. В первую субботу… никто не пришел. В следующую – тоже.
Почему дети нередко игнорируют или оказывают активное сопротивление педагогическому воздействию?
Автор статьи «Сопротивление воспитанию: можно ли его преодолеть?» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2006 год) Л. Маленкова предлагает взглянуть на эту проблему глазами самих детей. И приводит в своем материале типичные детские высказывания: «Мы не любим классные часы, потому что Н. П. долго и нудно объясняет нам то, что всем уже давно и хорошо понятно»; «Когда Химоза орет и доходит до белого каления, мне почему-то хочется улыбаться, смеяться и даже плясать от радости»; девятиклассница – классной руководительнице: «Да вы не расстраивайтесь, моя мамаша ведь с «большим приветом», а я уже давно это поняла и на нее не реагирую – пусть бесится»; «Когда мама меня «пилит», я про себя пою или считаю. Подумаешь, самое большое до 98 досчитываю – вытерпеть можно».
В статье подробно описаны явления, сопутствующие низкой продуктивности воспитательного процесса: эффект «мы» и «они», эффект «быть, как все», конформность, синдром хронической усталости и синдром посттравматического стресса. А самое главное: в публикации содержатся идеи, которые, по мысли автора, должны помочь учителю наладить продуктивное педагогическое взаимодействие с детьми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|