Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в школе... Сколько мероприятий, праздников, классных часов! Даже заместитель директора специальный есть.
Для воспитания. Но дети вырастают такими, какими вырастают.Наверное, потому, что этику поведения ребенок усваивает «из воздуха», из той среды, в которой растет.
Один хороший психолог сказал, что «дети воспитываются об нас»: непроизвольно, ежеминутно, естественно. Та или иная манера поведения складывается исподволь, потому что здесь «так принято»
или так «не принято» поступать. Правила эти живут в жестах, интонациях, в подробностях школьных взаимоотношений. Но часто ли мы задумываемся об этом?

Алексей ГУСЕВ

Традиции со знаком минус

Мы даже не замечаем, как они возникают из повседневных бытовых мелочей

Идет урок, сочинение по картине. Я с методичной последовательностью объясняю ученикам переход от одного пункта плана к другому, задаю вопросы. Дети активно отвечают, записывают что-то в тетрадях. И тут, когда дело подходит к наиболее важной части урока – собственно написанию работы, открывается дверь и в класс, как всегда не поднимая головы, стремительно входит медсестра с кипой каких-то медицинских папок. «7 "А"?» – спрашивает она, разложив на первой парте все свои бумаги прямо поверх ученических тетрадей. «Нет, это 7 "Б"», – отвечаю я. «А где 7 "А"?» – «Не знаю». – «Но вы классный руководитель 7 "Б"?» – «Нет, 5 "Б"». «Тогда передайте своим детям, – она достает из недр толстенной папки бумажку, – Козлову, Некрасовой, Малютину и Ларионовой, чтобы они срочно, ко вторнику, принесли сведения о прививках».
Медсестра с завидной ловкостью и быстротою собирает бумаги и исчезает. Ученики счастливого 7 «Б», весело перешептываясь, приступают к работе над сочинением. Это еще цветочки. Хуже, когда медсестра обнаруживает-таки нужный ей класс. «7 "А"? Ага… так, Зайцев, ты показал родителям справку? Что они сказали? Как ничего? Покажи еще раз! Антипова! Когда принесешь противопоказание против прививок? Запиши в дневник. Чтобы завтра было! Яковлева! Передай маме эту справку, сходите в поликлинику. Мне нужна выписка из поликлиники. Ясно? Так, на «манту» идут за мной Иванов, Степанов, Хомяков и Рыбина. Что такое, Рыбина? Мама не разрешает делать прививки? Где заявление от мамы? Врач бывает только раз в неделю! Идем за мной!»

Степанов с удовольствием кладет мел – он избежал ответа у доски – и первым выскакивает из кабинета. За ним выходят остальные. Еще пять учеников, с готовностью отвлекающиеся при любых обстоятельствах, долго просят отпустить их на уколы.

Урок литературы, у доски пятиклассник отвечает наизусть стихотворение. Открывается дверь, входит девочка из дежурного класса: «Распишитесь, директор просила». Расписываюсь на бумажке о том, что после третьего урока пятиминутка в учительской, или о том, что срочно заполнить журналы факультативных занятий, или сдать отчет о питании, или… Несколько раз было совсем смешно. Расписываюсь на бумажке от директора: «После второго урока срочно в учительскую!» Прихожу, а там утюгами торгуют. Кстати, тому пятикласснику пришлось начать свой ответ заново.

И это, думаю, всем знакомая картина: вдруг посреди урока входит женщина в верхней одежде. «Я из театра. Мне администрация разрешила, – предвосхищая мои расспросы, начинает она. – Только одно объявление сделаю». И дальше минут пять она рассказывает детям о программе, сколько это стоит, раздает пригласительные билеты. А еще приходят из цирка, из управы, из муниципалитета, из каких-то более мелких контор по распространению билетов. И всех пускают.

Но самым интересным событием, срывающим уроки, является линейка, задуманная как традиционная еженедельная, но проводящаяся настолько нерегулярно, что предсказать ее еще сложнее, чем погоду.
За десять минут до конца урока входит завуч и объявляет о линейке. За пять минут до конца урока собираются классы определенных параллелей, и им директор говорит всегда одно и то же: что нельзя бегать по школе, нельзя кричать, нельзя ходить в цветной одежде и (начиная с седьмого класса) нельзя курить в стенах школы. Словом, после этого в цирк билеты распространять уже бессмысленно.

Сначала меня подобная бесцеремонность раздражала, я даже не пускал непрошеных гостей в класс, но свыкся, стал реагировать философски. Не обращая некоторое время на эту проблему внимания, вдруг услышал о ней в разговоре с коллегами, работающими в других школах. Там тоже может без предупреждения зайти завуч, посидеть минут пять и уйти, без стука входит медсестра, время от времени появляются распространители билетов. Так что же это – просто маленькая проблема наших школ или тенденция?

И даже если всего лишь маленькая проблема отдельно взятых школ, все равно стоит посмотреть на нее со стороны. Глазами детей. Что видят они? С одной стороны, ничего криминального: медсестра заботится о здоровье учеников, завуч объявляет о линейке, директор входит в класс и проверяет наличие сменной обуви у школьников – словом, идет нормальный учебный процесс, взрослые выполняют свою работу. А с другой стороны, взрослые, забывая некоторые этические формальности – мелочи, казалось бы, – демонстрируют своим подопечным определенный устойчивый тип поведения. Ребенок забудет, что приходил завуч и делал объявление о заменах, но не забудет – это у него отложится на подсознательном уровне, – что тот не постучался и не извинился за вторжение. Ребенок забудет о медсестре с ее справками, но усвоит, что можно войти посреди урока.

Мы удивляемся, почему наши дети кричат, а сами не следим за своей интонацией. Раздражаемся, что они без стука и извинений входят в класс, опаздывая на две-три минуты, хотя сами так поступаем. Все это мелочи, но из них неизбежно складывается стереотип поведения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru