Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

У книжной полки

Игорь Реморенко.
Разное управление для разного образования. СПБ – М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

Как часто наши великие педагогические идеи гибнут из-за равнодушия, непонимания, противодействия со стороны начальства, чиновников. Но только ли бюрократы виноваты в том, что модернизация образования происходит больше в отчетах, чем в школах? К сожалению, мы довольно плохо разбираемся в том, как устроен управленческий механизм российской образовательной системы, каковы его главные движущие силы, на каком языке нужно говорить, чтобы быть услышанным. Педагогический менеджмент – новое понятие на наших просторах. Игорь Реморенко, ныне заместитель директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, а в прошлом учитель математики из Красноярска, раскрывает секреты успешного взаимодействия с властью. Главный его совет предельно прост: рассчитывай на свои силы и находи единомышленников. Прежде всего в местном сообществе, среди тех людей, кого действительно волнует судьба данной конкретной школы. И чем активнее мы будем действовать, тем больше у нас появится шансов работать с удовольствием.
Кстати, читать книгу тоже удовольствие. Она написана живо, легко, с юмором, имеет четкую структуру. Все же педагогический опыт, талант просто говорить о сложном сохраняется в учителе, даже если он переходит в ранг чиновников.

Лариса ПЕТРОВА

Джон Дьюи.
Демократия и образование.
М.: Педагогика-Пресс, 2000.

Его называли лоцманом, учителем и совестью американского народа. Еще при жизни стали награждать эпитетами «великий педагог» и «гениальный мыслитель». В ответ Джон Дьюи неизменно отвечал: «Я всего лишь философ, я пытаюсь думать, и это единственное, что я делаю».
Созданная им в книге атмосфера исследовательского подхода помогает читателю почувствовать себя причастным к поиску новых средств усовершенствования учебного процесса. Анализируя основные принципы традиционной образовательной системы, Джон Дьюи резко критикует ее и выдвигает идеи построения альтернативных систем.
Дьюи видел нравственный смысл демократии в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества. При этом в школьном звене, считает он, можно создать необходимые условия для развития самой демократии. Тогда способность каждого ребенка активно создавать собственное понимание мира и одновременно конструктивно откликаться на идеи, выдвигаемые другими людьми, становится дорогой к свободе каждого.
Работа Джона Дьюи, переведенная на русский язык педагогами Ю.Турчаниновой, Э.Гусинским и Н.Михайловой, помогает учителям и родителям осознать новые ценности образования. Дьюи надеется, что демократизация школьной жизни ребенка позволит ускорить продвижение общества к демократическому идеалу.
Основополагающий труд Джона Дьюи «Демократия и образование» ждал перевода на русский язык почти век. В нем он осмысливает острый конфликт между требованием подготовки учеников к рынку труда, с одной стороны, и потребностью демократического общества обеспечить возможности для индивидуального развития – с другой. Между необходимостью личностного роста и повсеместно распространенной установкой на трансляцию знаний.
Противники обвиняют Дьюи в разрушении освященной веками образовательной традиции. Сторонники его идей – в том, что он разрушал ее не столь решительно, как им хотелось бы. Но именно с работ Дьюи начинается осознание явления, которое впоследствии назовут кризисом образования.

Анна ЗЕМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru