Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЕСЛИ МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
 

Анна ЗУЕВА, 10 класс
Москва

Не искать правого и виноватого

Ответы на вопросы учителей

Что бы вы сделали, если бы были директором и у вас ученик шесть месяцев не ходил в школу и не делал уроки? Вызвали бы родителей? А они не приходят. Мальчика вызовете на педсовет? И что, вы серьезно думаете, что он после этого пойдет в школу? Милиция же скажет, что заниматься им не будет, пока он не совершит преступления.
Мы решили действовать по-другому. В нашей школе вот уже целый год работает служба примирения, в которой мы занимаемся разрешением конфликтов между ребятами. Когда мне заместитель директора передала информацию об этом мальчике-третьекласснике, я решила сама с ним поговорить. И сделать это «на его территории» (у него дома).
Первая сложность была в том, что вначале наш третьеклассник никак не мог поверить, что я не собираюсь его ругать, не буду «читать морали», и был готов защищаться «до последней капли крови». Тем более что сам он родился в Грозном и в нем будто остались отголоски войны. Но я разговаривала спокойно, старалась войти в доверие и не ставила никаких условий. Для меня действительно по-человечески было интересно, что же произошло с мальчишкой и как ему можно помочь, как его поддержать. Наверное, свою роль сыграло и то, что к нему пришли не взрослые «тетки», а ученица его же школы. И что я могу говорить с ним на «его языке».
И тогда мальчишка начал рассказывать, как его дразнят в школе, как отнимают вещи, как классная руководительница постоянно ругает за прогулы, а родители только пьют и не помогают ему разобраться с этой ситуацией. Поругавшись с одноклассниками (хотя он и сам часто провоцировал конфликты), он не смог с ними помириться и ушел из школы. На шесть месяцев.
И я поняла, что если эта ситуация не будет разрешена, то мальчишка окончательно забросит школу, и дальше его путь лежит через «группу риска» к криминалу. Ведь заработать деньги иным путем, имея за плечами два класса образования, он не сможет. А причиной всему школьный конфликт.
Тогда я предложила ему устроить разговор с одноклассниками, на котором можно понять причину их поступков, спокойно рассказать о собственной обиде. А кроме того, поговорить с учителем и объяснить ему ситуацию. Поскольку мальчишка увидел во мне друга, а не врага, он согласился.
На этой встрече я старалась не искать правого и виноватого, а помочь всем участникам услышать друг друга. Мальчишка увидел, что люди вокруг стараются ему помочь и относятся к нему как ко взрослому и ответственному человеку. Мы договорились, что к нему не будет претензий, если ситуация не повторится. И он решил вернуться в школу.
Мне радостно, что сейчас он не только посещает уроки, но и привел с собой брата, который тоже долгое время в школе не появлялся.
Но мы понимаем, что это только первый шаг на пути к разрешению ситуации и примирению. А пока один из ребят нашей службы заходит к нему в класс, поддерживает его и помогает разрешать трудные ситуации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru