Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ольга ФРОЛОВА

Тестирование по словесности?
Абсурд

Учителя обсуждают изменение формы школьных экзаменов

Если подходить к фактам непредубежденно, то упрекнуть чиновников, вводящих новые формы аттестации, не в чем. Шансы выпускников выравниваются, возможности увеличиваются, свобода выбора предоставляется.
Однако в среде педагогов-гуманитариев тревога: замена традиционного экзамена – сочинения, устного ответа перед экзаменационной комиссией – на тесты представляется им едва ли не крахом гуманитарного образования. Ведь сама природа предмета «история» или «литература» не может быть выражена в количественных показателях.
Ошеломленными выглядят сегодня даже те, кого всегда возмущало требование написания детьми сочинения «на заказ»: не приведет ли предлагаемая альтернативность к полному исчезновению сочинения, как было когда-то с экзаменом по русскому языку в восьмом классе, когда недолгий выбор между сочинением на свободную тему и изложением увенчался победой письменного пересказа?

Каникулы были, и были возможны неспешные разговоры в школьных кабинетах. В рамках методического объединения или просто так, стихийно собравшись, учителя говорили о предстоящих экзаменах, о своих учениках, о своей работе. Что было, как стало, к чему движемся.
…В лаборантской кабинета литературы 429-й московской школы было солнечно и яблочно. Яблоки – вкусный символ редакции газеты «Осторожно, школа», которая тут размещается.

Тамара Ивановская, заместитель директора по гуманитарному профилю. Теперь нас ориентируют на работу с фрагментами текста, и в отсутствие целостности речь уходит, красивая, грамотная. Предполагается, что выпускник способен только на куцый текст в 150 слов. Обидно. На самом деле детям знакомо настоящее словесное творчество.
Марина Чубукова, мама двух учениц школы, лингвист. Есть смысл в том, чтобы рубить целостность. В работе с фрагментом есть своя лингвистическая прелесть: крупный план, позволяющий рассмотреть детали текста, всю его фактуру. Общие слова не нужны. Между прочим, такая форма контроля всегда применялась в сети школ Международного бакалавриата. В отсутствие учителя дети пишут комментарий к отрывку незнакомого текста, потом – сравнительное сочинение по группе текстов – тоже отрывки. Это длится три часа, потом работы собирают и отсылают неизвестным экспертам.
Тамара Ивановская. В том-то и дело, что невозможно договориться, что нужно проверять по литературе. Для меня литература – это образы, а не факты. Коробочка, например, – это подушка. Гоголь дал мне этот образ. У другого читателя он другой. Когда дети пишут классное сочинение, я тоже пишу свое сочинение. Здесь, в письме, мы на равных. Потом мы читаем, удивляемся тому, как все по-разному видят, и почти всегда дети видят неожиданнее и свежее, чем я. Бывает, моя работа выглядит чуть лучше.
Ирина Новикова, словесник, выпускающий в этом году 11 классы. В прошлом году одна моя ученица смогла прочесть только одно произведение. Читала по пять страниц в день, больше не успевала: рыдала. Так Наташе Петровой Достоевский давался. По сантиметру.
Марина Чубукова. А от ученика требуют филологических компетенций, научного подхода. Он должен владеть арсеналом терминов для анализа текста, знать, что такое литературоведческий подход.
Ирина Новикова (иронично). Да, и демонстрировать его на кусочке «Чистого понедельника».
Тамара Ивановская. Но ведь на совещаниях нас предупреждают: «Не говорите, как этот прием называется, не перегружайте детей терминологической лексикой!»
Марина Чубукова. А вы говорите. Без имени образ останется ускользающим объектом, мистикой какой-то.
Ирина Новикова. Когда параметров так много, учитель решает сам, что ему делать. Тестирование по словесности? Абсурд. Мы пишем много. Пишем на тексты, которые читаем на литературе. Проверить все текущие записи просто невозможно, поэтому многие только прочитываю. Но все равно заметно, как дети развиваются в каждодневном письме. Речевые ошибки уходят, если они чаще пишут.
Тамара Ивановская. Специалисты в МИОО говорят: падает культура речи. Обратите внимание. Что это значит? Давать задания на постановку ударений, на обогащение лексики – строго по тестам. Есть список из 400 слов, которые могут войти в ЕГЭ, на курсах дают выборку. Их изучить на уровне техники – вот и культура речи? Обидно: русский язык изучаем как неродной.
Марина Чубукова. Да, действительно, существует такой лексический минимум. Минимум Морковкина, составленный для компьютерных словарей и для иностранцев, изучающих русский язык.
Тамара Ивановская. А у нас в школе есть позиция кафедры. Мы поддерживаем детей, которые хотят написать красивую работу, хотят совершенствоваться в письме. Когда у нас в школе проходит декада творческих работ, пишет вся школа. Темы, конечно, даем. Это цитаты из современных песен, слова, которые цепляют: «Все, что меня касается», «И треснул мир напополам», «Я-я-я»… Стараемся не повторяться. И писать начинают даже те, кто за собой этого не знал.
Потом несколько дней подряд собираемся кафедрой и вслух, пока не устанем, читаем каждую работу. Это важно: как текст звучит! Работы идут под номерами, поэтому на личности не взираем, ставим свои пометки. В «лучшие» откладываем те, которые признало таковыми большинство. Потом в актовом зале подводим итоги – очень радостное событие. Потом работы набираем на компьютере, собираем альманах. В этой форме работы мы как бы законсервировали достижение советской школы, сочинение на свободную тему. Помните, когда-то восьмиклассники писали на экзамене о природе, смысле жизни, интересных людях…

 


МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ...

Официальный портал, посвященный госэкзамену: www.ege.edu.ru.
Среди других официальных источников информации, заслуживающих внимания школьников старших классов, можно назвать ресурсы Федерального агентства по образованию – www.ed.gov.ru и Федерального центра тестирования – www.rustest.ru, сайты издательства “Просвещение” – www.prosv.ru и Федеральной системы единого конкурсного приема – www.ep.mitme.ru, а также справочник “Все вузы России” – www.abitur.nica.ru.
Федеральная служба по надзору в области образования и науки объявила, как будут составляться задания. Настольной книгой для учеников 9 класса суждено стать «Сборнику заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс», авторы Л.В. Кузнецова и др., издательство «Дрофа», пятое издание. На основе именно этого сборника будет подготовлен текст экзамена. Для профильных классов задания составят из других источников, разработанных непосредственно Министерством образования и науки.
А вот учащимся 11 классов придется сложнее. Для них разработают перечень из 50 работ по «Сборнику заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс», авторы Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова, издательство «Дрофа». За месяц до экзамена этот перечень опубликуют в «Вестнике образования» и разместят на сайте Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru). В день испытания номер работы определят с помощью лототрона и объявят по радио или телевидению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru