Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

РЕПОРТАЖ
 

Татьяна РОЗОВА,
начальник отдела опеки управления образования
города Пскова:

«Я не знаю, как вам ответить»

– Скажите, почему возникла такая задержка с выдачей пособий на детей?
– Дело в том, что им выдали деньги 30 января, потому что они поступили в бюджет только 30-го. От нас это не зависело. В феврале они получили деньги вовремя, в марте – 1 марта, а в апреле им выплатят пособия пятого числа.

– Главный вопрос, который волнует сейчас обе семьи, – это получение статуса приемной семьи. Скажите, когда точно это произойдет?
– Они обо всем извещены и все прекрасно знают. В соответствии со 122-м законом должна была произойти передача их финансирования в областной бюджет. Областное управление образования поставило нам условие: так как эти детские дома не имеют статуса юридических лиц, то нужно в срочном порядке дать им этот статус. Только после этого может произойти передача.
Мы очень быстро провели всю работу, через налоговую инспекцию оформили им статус юридических лиц как детский дом семейного типа № 1 и № 2. Но 29 декабря стало известно, что область их не берет.
Но понимаете, они же уже были официально зарегистрированы. Теперь мы не можем их сделать приемными семьями, пока существует «Детский дом семейного типа № 1» и «Детский дом семейного типа № 2» как юридические лица. Сейчас соблюдается вся процедура возвращения этой ситуации вспять. Городская дума на заседании от 28 марта вынесла решение ликвидировать их как юридические лица.
Теперь по закону еще должно пройти два месяца до полной ликвидации. Только после этого с Филюшиной и Беляевой будут расторгнуты договора как с воспитателями детских домов. И они получат статус приемных родителей.

– Но еще в прошлом году они предлагали уже готовый и работающий в других регионах договор о приемной семье. Почему бы не использовать его?
– Да, Вера Ивановна с Альбиной Алексеевной представили свое видение этого документа. Мы, в свою очередь, разработали свою форму договора. Бухгалтерия составила смету: какие деньги нам потребуются на содержание детей и какие – на выплату зарплаты. Затем мы передадим юристам оба варианта договора, чтобы они вынесли решение. Такая работа проводится сейчас. И никто не против, никто палки в колеса не вставляет.

– А с родителями вы весь этот процесс согласовывали?
– Нет. Они спрашивали: почему их не известили? Вера Филимоновна Михненко, начальник управления образования Пскова, им пояснила, что управление образования, как учредитель, вправе взять на себя подготовку документов. Это не наши фантазии – все по закону. Когда проект устава был подготовлен, его выдали им для ознакомления.

– Сейчас эти семьи проходят процедуру ликвидации юридического лица. Сколько она продлится?
– Со дня вынесения решения гордумой должно еще пройти два месяца.

– То есть сейчас финансирование этих семей состоит из опекунских пособий на детей...
– Да.
– Но теперь родители не получают ни копейки. Раньше им хотя бы полагалась ставка воспитателя детского дома.
– О какой ставке воспитателя мы можем говорить, если они сами написали заявление с просьбой об опеке над детьми? У нас труд опекунов не оплачивается, они выполняют свои обязанности безвозмездно. Это и в Семейном кодексе записано. 30 декабря в 12 часов сюда прибыли Вера Ивановна и Альбина Алексеевна и соб-
ственноручно написали заявления: «Прошу назначить меня опекуном над такими-то детьми с первого января 2006 года». Я их не заставляла писать.

– А вознаграждение за труд приемного родителя они пока не получают, потому что у них этого статуса...
– Да. Как раз сегодня Вера Ивановна принесла часть необходимых справок. Так что работа продвигается.

– Федеральные и областные законы, определяющие статус приемной семьи, существовали еще с 96-го года. Сами родители неоднократно обращались к вам с такой просьбой. Но управление образования их не оформляло как приемные семьи. Почему?
– Но тогда и не было областного финансирования! А бюджет города всегда принимался с дефицитом, на подобную форму устройства детей денег не хватало. Да, содержание детей что в детдоме, что в детдоме семейного типа, что в приемной семье – одинаково. А вот оплата труда воспитателей и родителей – разная. И у приемных родителей она составляет 0,5 ставки воспитателя детского дома на каждого ребенка. Когда в 98-м году был принят закон Псковской области «Об оплате труда приемных родителей» и в первый раз подсчитали зарплату приемного родителя, то наше управление даже консультировалось с областным. И область тоже признала: «Что-то маленько недоработали, этот закон надо было как-то по-другому принимать». Чтобы эту зарплату не то чтобы уменьшить, но сделать разумной.

– В каком смысле разумной? Да, когда на одного родителя приходится десять детей, то получается большая сумма. Но воспитывать десять детей – колоссальная нагрузка.
– Все вполне понятно. Но ведь этих детей мы никому не навязывали. Вера Ивановна сама хотела их взять. И мы это всегда приветствуем: разумеется, семейная форма устройства более привлекательна, чем государственное содержание.

– А сколько у вас сейчас приемных семей?
– Ни одной.

– Скажите: до конца января не было областного финансирования, и шестнадцать детей и их родители месяц жили без денег. Ситуация была настолько критической, что мэру Пскова пришлось писать письмо в администрацию Псковской области. Неужели нельзя было отреагировать быстрее? Взять деньги из какого-нибудь резервного фонда? Так было сделано, к примеру, в Москве, когда в прошлом году из-за 122-го закона без финансирования остались тринадцать экспериментальных школ РАО. Московский департамент образования в нарушение закона платил зарплату учителям из фонда мэра по ликвидации последствий стихийных бедствий. Неужели не было ни одной такой же возможности хоть как-то поддержать эти семьи?
– Я не знаю, как вам ответить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru