Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Сельскую школу – на голодный паек?

Президент уверен, что она «съедает» слишком много денег

«Малокомплектные школы съедают большое количество денег, которые в принципе можно тратить на развитие образования», – заявил Владимир Путин на заседании Совета законодателей. Эту же мысль президент повторил на Госсовете. Похоже, начинается новый этап реструктуризации сельской школы.

В заседании Совета законодателей участвовали руководители законодательных органов власти всех субъектов РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы. Обсуждалась реализация национальных проектов.
Депутат парламента Томской области Борис Мальцев рассказывал о положении дел у себя в регионе.
«...Делаем все для реализации поставленных задач в расширенном объеме…», «…дети, учителя и родители в восторге…» Апофеозом стала заключительная фраза сибирского законодателя: «Нерешенные проблемы есть, но они настолько незначительные, что говорить о них сегодня на столь высоком собрании просто неприлично…»
Докладчик увлекся и не заметил, что поддержал две идеи, которые, как показывает практика, взаимно исключают друг друга: нормативно-подушевое финансирование и сохранение сети сельских школ.
В этот момент в разговор вступил президент Владимир Путин. Вот как этот диалог выглядит в стенографическом отчете.
В. Путин. Как вы думаете, сколько у нас денег тратится на содержание малокомплектных школ в России, а сколько – на полнокомплектные?
Б. Мальцев. Про Россию мне трудно сказать, за Россию я не могу ответить.
В. Путин. А у нас здесь министр есть. Сколько? Включите ему микрофон…
А. Фурсенко. Что касается содержания в целом по стране, то сегодня нормативы по малокомплектным школам вдвое превышают нормативы по полнокомплектным.
В. Путин. Вот о чем я и говорю. И не только нормативы. Дело в том, что малокомплектные школы съедают большое количество денег, которые в принципе можно было бы тратить на более качественное образование. Но я согласен с Борисом Алексеевичем в том, что под общую гребенку нельзя все это причесывать. Есть места, где без малокомплектных школ не обойтись, но это нужно в ручном режиме пересчитывать…
Согласитесь, разговор несколько странный. Министр образования застигнут вопросом президента врасплох и отвечает невпопад, конкретных цифр не называет. Его спрашивают: «Сколько?», он отвечает загадкой на сообразительность: «Вдвое…» Президент же, судя по всему, цифры знает, иначе на каком основании он делает вывод о том, что «малокомплектные школы съедают большое количество денег»?
В результате вышеприведенного разговора, в котором явно просматриваются какие-то скрытые мотивы, сумма, в которую обходятся бюджету малокомплектные школы, осталась неназванной. А судьба этих школ с молчаливого согласия всех присутствовавших была поставлена под вопрос. Не спасает положения даже то, что президент говорил «под общую гребенку нельзя…». Чиновники прекрасно умеют отделять ключевые фразы («…малокомплектные школы съедают большое количество денег, которые в принципе можно было бы тратить на более качественное образование») от маскировочных – про ту самую гребенку.
Чтобы представить, что в реальности означают все эти разговоры, достаточно вспомнить, что, к примеру, в Костромской области из 387 сельских школ 325 – малокомплектные, в Калужской из 388 сельских школ – 250 малокомплектные…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru