Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

По Бахтину, то, что каждый из нас мог бы назвать «вся моя единственная жизнь», слагается из поступков. То есть из редких просветов в той реальности, которая ничего не оставляет нам, потому что в ней все чем-то или кем-то предопределено: обстоятельствами, эпохой, властями… Но чаще всего своей единственной жизнью мы называем именно это механическое течение событий, а нереализованные попытки, неслучившиеся встречи и непрочитанные книги так и остаются в каких-то запасниках бытия. Получается, что наша подлинная «единственная жизнь» – это на самом деле другие возможности жизни. Можно ли их прожить? По крайней мере разыграть можно. Именно поэтому мы обращаемся к теме ролевых игр как особой части современной культуры. Впервые в России такая игра состоялась под Красноярском в 1990 году. Случайно или не случайно возраст отечественного ролевого движения равен протяженности нынешней эпохи перемен.

Ольга ЛЕБЕДУШКИНА

Рыцарские доспехи и локоны эльфа

По сути дела те, кто называет себя «ролевиками», – это уже целый народ, ведущий свою жизнь в рассеянии, но обладающий всеми признаками единой культуры – общностью языка, обычаев, строя мысли…

Игра начинается с того, что несколько десятков или несколько сотен вполне взрослых людей собираются где-нибудь за городом. До этого целый год, а иногда и дольше, они шьют костюмы, пишут роли и сценарии, перечитывают первоисточники, согласовывают правила. И всe ради того, чтобы родилась реальность, которая просуществует от силы пару дней, не важно, что это будет – эпизод из эпопеи профессора Толкиена, сцена из времен осады Ла-Рошели или одно затянувшееся мгновение великолепной Осени Средневековья. Иногда взрослые берут с собой на Игру детей. И почти каждый из них уже знает, кем станет, когда вырастет, – Сауроном или Гэндальфом, рыцарем, мушкетeром, придворной дамой. «Это всe чушь и дилетантизм, – махнул рукой мой приятель, профессиональный культуролог. – По сути дела – те же «каэспэшники» и альпинисты-любители: прогулки на свежем воздухе, сидение у костра и задушевные песни под гитару». В его исполнении слова про костeр и гитару звучали как приговор. А мне подумалось, что ведь при этом он прав с его абсолютным знанием типологии культуры. Романтика турпоходов и «самодельных» песен у костра превратилась в массовое увлечение на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века. То есть именно в тот момент, когда на смену «оттепели» с ее смутным обещанием какой-то смутной свободы пришла надежная затхлость брежневской эпохи. С ее четкими границами того, что означает «быть как все». Тогда «хемингуэевские» свитер и борода, запах костра и бардовская песня этому «как все» хотя бы отчасти противостояли. Конечно, до тех пор, пока тоже не превратились в своего рода униформу приемлемого нонконформизма… Ролевые сообщества как-то вдруг и всерьез заявили о себе в конце эпохи обещаний и при начале прояснения новых правил игры «для всех». Свитер заменили рыцарские доспехи, бороду – локоны эльфа…
По сути дела те, кто называет себя «ролевиками» или «ролевым движением», – это уже целый народ, ведущий свою жизнь в рассеянии, но обладающий всеми признаками единой культуры – общностью языка, обычаев, строя мысли… У них есть свои вожди, герои и духовные лидеры. Свои мятежники и тихие оппозиционеры. Свои сайты в интернете, через которые они держат связь друг с другом. Журналы, где можно найти все – от изысканного эссе о барокко до выкроек костюма менестреля и подробных рекомендаций тем, кто хочет изготовить дракона в натуральную величину. Академии, форумы, конвенты…
Так что сегодня обращение к теме ролевых игр вовсе не требует принятия оборонительной стойки при одном только упоминании вопроса «зачем люди играют?». Мы и не будем на него отвечать и даже не будем пытаться попутно возразить воображаемым оппонентам. О том, что «сапиенс» на самом деле – «человек играющий», давным-давно уже все знают. Все привыкли к тому, что человеческая реальность сначала разыгрывается, а потом воплощается, и потому игра вмещает в себя бесконечное число возможностей другой жизни. То есть игра – это чистое пространство свободы.
В этом и состоит разгадка нынешнего момента. Обыватель, который неодобрительно наблюдает за тем, как сосед, офисный программист, под выходной выволакивает из квартиры рюкзаки с рыцарским снаряжением, не прав вовсе не потому, что ворчит вечное «делать им нечего» и «с жиру бесятся». Он не прав потому, что, проворчав положенное, возвращается вовсе не к единственному для него, обывателя, испокон веков оправданному делу – выбиванию коврика, приготовлению борща или, наконец, зарабатыванию денег. Вместо всего этого он вновь спешит к своему телевизору, где идет «Как стать миллионером» или «Поле чудес».
Психолог или социолог, с умным видом заявляющий по поводу того же офисного программиста, что тому просто не хватает адреналина в реальной жизни, на самом деле задним числом обдумывает, как бы эту нехватку адреналина пустить в удобное русло и продать – а хотя бы и администрации той фирмы, где служит программист. В результате появляются игровые программы деловых психотренингов, и не случайно термин «ролевая игра» – «свой» не только для странных людей в плащах и доспехах, но и для огромного числа практических психологов, по заказу формирующих «корпоративный дух».
О политике, где ролевые игры обозначаются обрусевшей аббревиатурой «пиар», вообще умолчим. В любом случае речь сегодня идет о том, что люди больше не делятся на «играющих» и «неиграющих». Играют все. Но в разные игры. Пространство игры из царства иных возможностей превращается в настоящее поле битвы свободы и несвободы.
Собственно, весь культурологический шум, затеянный в последние несколько десятилетий вокруг понятия «общество потребления», тоже сводится к этому вечному конфликту. Ведь речь идет о том, что потребительская модель человека предполагает только одну возможность жизни по единственному принципу: ты живешь ради того, чтобы купить… (вместо точек подставить желаемое). Внешне такое отношение к жизни, может быть, даже более безвредно, чем очередное с пеной у рта требование принести себя в жертву, положить себя на алтарь… (тоже подставить вместо точек соответствующий родительный падеж). Но это только внешне, потому что при ближайшем рассмотрении обнаруживаются все те же алтари и жертвы. В конце концов, «ты живешь ради того, чтобы купить» тоже подразумевает «и ничего иного не дано». Это, так сказать, и есть сермяжная правда жизни, когда для единственной возможности бытия оставлена единственная возможность игры – только на деньги.
В ситуации, когда значительная часть территории игры оказалась таким образом узурпирована, ролевики остаются сегодня едва ли не единственными хранителями Игры в ее высшем смысле – в том самом, который делает человека человеком. Правильнее сказать было бы даже: они появились в заметном количестве именно в тот момент, когда общество разучилось играть в какие бы то ни было игры, кроме рулетки и наперстка.
В этом смысле «ролевушки» абсолютно бескорыстны – они не приносят участникам ни выигрышей, ни бонусов, ни ставок. Наоборот, дракон в натуральную величину или мушкетерский плащ, скроенный и сшитый в полном соответствии с описанием в «Истории костюма», способны пробить серьезную брешь в семейном (или бессемейном) бюджете ролевика. Плюс оргвзносы. Плюс дорога. Ролевиков никто никогда не «организовывает», как это бывает на казенных или приватных мероприятиях для «галочки». Они сами выбирают из своей среды людей, которые способны создать игру, и уважительно называют их «мастерами».
Правда, в ролевых играх есть победители, но победа не приносит ни обогащения, ни реального общественного статуса. Она остается тем, что есть изначально, – ощущением, которое живет еще меньше, чем реальность, созданная игрой: особым ощущением себя. Той свободы, которая принадлежит только тебе и никому другому. Потому что у сценариев ролевых игр в отличие от истории или сюжетов классических романов – открытые финалы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru