Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

На школьной циклограмме – время согласования и утверждения администрацией авторских программ учителей, планов факультативов, кружков. Момент представления педагогического творчества, авторской индивидуальности и личных профессиональных интересов учителей.
Все чаще на таких обсуждениях речь заходит об элективных курсах. Неудивительно: в 2007/08 учебном году во всех российских школах может быть введено профильное обучение, и ведущая роль в нем отводится элективам, курсам по выбору. 

Людмила КОЖУРИНА

Электив: что за термином?

Может ли сегодняшняя школа дать ученику реальное право выбора

Ни одна школа не может предложить детям все возможные профили. И если ты настроился на медицину, а в твоей школе нет медицинского профиля, тебя ожидает математический, в лучшем случае – естественно-научный класс: потом разберешься, а пока терпи нагрузку данного профиля, учись в 10«Е». Потому что профильными делают классы, а не группы. Потому что на профили есть стандарт.
На элективы стандарта нет, они для общего развития, по ним не проводится аттестация, и понятно, как к ним относятся ученики, педагоги, родители и администрация: занятия второстепенные. Пусть добрые, желанные, углубленные, в малых группах, но… не главные! Все главное происходит в классах, а электив – красивое имя, которое ничего в школу не вводит.
Основное время и силы детей съедает профиль. В матклассе сидят рядом, решают одну и ту же трудную задачу будущие программисты, лингвисты, инженеры, электронщики, физики-теоретики и социологи. Достигается ли этим искомая меткость попадания школы в профессию? Увы, всем этим детям нужна не просто усиленная математика, а разная. Метко мы будем готовить только в том случае, если предложим разные математические пакеты: поступаем на мехмат МГУ, например, или на факультет защиты информации РГГУ… если зачислим в штат преподавателей этих учебных заведений, доверим им обучение, проверим наличие программ, согласуем расписание. И так превратим школу в подготовительные курсы близлежащих учебных и производственных учреждений. Но тогда это будем уже не мы, и это будет не школа «с дружбою, книгою, с песнею», а образовательный координационный центр. Прогнозы руководителей образования выглядят именно так: «Технически это должна быть отдельная школа, отдельное здание, в котором учатся только старшеклассники. Школьник, успешно окончивший основную школу, уходит из нее и поступает либо в колледж, либо в техникум, либо в старшую школу. Это перспективное направление, хотя такого решения еще нет. Удобно это и с точки зрения преподавания: в таких учебных заведениях можно сконцентрировать хорошее оборудование и высокопрофессиональных педагогов», – говорила в одном из своих интервью Маргарита Леонтьева.
Но удобно ли это с точки зрения ученика? Допустим, ученик А. выбрал базовый уровень. Он посещает обязательные уроки и элективы, например, по подготовке к ЕГЭ. В это же время ученик В. проходит и базовый, и профильный уровни и еще посещает элективные курсы «повышенного уровня изучения». Притом нет никаких гарантий, что образование и развитие ученика В. будет лучше, чем ученика А. Ведь как ни разъясняют нам разницу между уровнями и курсами, мы понимаем: все три типа учебных занятий внутри устроены одинаково. Для каждого есть время, место, педагог, тема, цели и планируемые результаты. Количество таких занятий мало что решает. И если ребенка следует учить чему-то, то в первую очередь тому, как пройтись по островкам-занятиям с пользой для себя, не попадая туда, где тебе нет места, или туда, где ты уже все знаешь. Преимущество ученика А. состоит в том, что у него есть время подумать о своих «разнообразных образовательных потребностях», как и записано в документах по профильному обучению.
Судя по этим документам, профиль и электив имеют много общего. Это что-то дополнительное к базовому образованию, то, что можно выбрать, но что нужно обязательно посещать. Оба понятия имеют отношение к культуре желания и культуре предложения. Но государство, школа умеют ли предлагать? Или только требовать, подавляя в подвластных культуру желания? Наши профильные классы и спецшколы – нагрузка не для слабонервных. Наши сильные педагоги – люди, владеющие абсолютной монополией на предметные знания и человеческие души. «Какие такие элективы, – говорят они, – станем мы тратить время на пустяки!»
Подгоняя школу под задачи вуза, мы забыли, что школьное образование базовое по определению.
Но поднимать базу, качественно учить всех гораздо труднее, чем вводить новые показатели. Профили, элективы лишь точки, расставленные над i. А само тело школы, дети, не останутся ли они, получив профильные знания, вообще без базового – гуманитарного, жизненно ориентированного – образования? Когда лучшие учителя переместятся в профильные классы – там ставки выше. Когда технические ресурсы школы сосредоточатся вокруг продвинутых детей – они дают школе высокие показатели. Когда школа будет выдавать на-гора лишь проценты и диаграммы – с них это спрашивают. Останется ли тогда время и место личностному развитию каждого ученика, пришедшего в школу?
Директор одной из сельских школ рассказывает, почему в его школе нет сельскохозяйственного профиля, хотя есть при школе огромный фруктовый сад и огород: «Мою школу хвалят за блестящие результаты ЕГЭ, мы лучшие в республике. Я отдаю все ставки математикам и русистам, хотя большинство моих учеников после школы остаются жить на селе. Понимаю, что это неправильно, душа болит за сад, а что делать? За что дают орден, за то и бьемся!»
Адресные образовательные услуги оказывать может только сама школа. И не стоит считать основное образование низшим, базовым уровнем. Не хватает именно хорошего базового образования, целостного, разностороннего. К нему может прилагаться пакет различных курсов – специальных предметных, профильных и профессиональных, технологических, прикладных, исследовательских – любых, какие возможны в школе. Добровольных. По выбору. Таких школ в России немало. Школ, которые помогают состояться каждому.
Чтобы узаконить то хорошее, что есть в наших школах, – дополнительное образование в его некоммерческом смысле, необязательно перекраивать и перелицовывать всю школьную жизнь. Достаточно добавить несколько строк в Устав школы и в нормативные документы: об обязательном количестве таких занятий для каждого ученика, об итоговой аттестации по этим занятиям. Ведь ясно как день: убивая или ставя под сомнение то хорошее, что есть в нашей школе, качественного образования мы не добьемся никогда.

Профиль и электив... Оба понятия имеют отношение к культуре желания и культуре предложения. Но государство, школа умеют ли предлагать?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru