Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКУЛЬТАТИВ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Партнерство по нормативу

С введением подушевого финансирования у директора, возможно, останется только одна проблема: как найти деньги на зарплату учителям

Сегодня «социальное партнерство» в школе, продекларированное в Трудовом кодексе, представляется по меньшей мере затруднительным.
Работодатель всего трудового коллектива образовательного учреждения – директор школы. Он, в свою очередь, является менеджером, нанятым учредителем. Учредители школ у нас в стране, как правило, муниципалитеты. А большинство из них живут на дотации, то есть финансово несостоятельны. Таким образом, директор школы чаще всего не имеет возможности принимать финансовые решения, не предусмотренные более чем жесткими бюджетными сметами. А значит, доплаты, надбавки и прочие «бонусы» работникам чаще всего остаются на бумаге. Но как может быть иначе, если:
– бюджетное учреждение финансируется учредителем по жесткой смете независимо от фактического качества оказываемых услуг и от качества работы трудового коллектива;
– бюджетное учреждение в целом и каждый его работник в отдельности лишены стимула к развитию, поскольку не имеют права самостоятельно расходовать внебюджетные средства, полученные за дополнительные образовательные услуги.
Впрочем, в некоторых школах, районах, регионах администрация и местные власти находят способы сделать так, чтобы социальное партнерство было действенным. Но, по всей видимости, в будущем это станет еще сложнее. Причина – нормативно-подушевое финансирование.
Опыт применения норматива в «пилотных» регионах показывает: на практике региональные субвенции муниципалитетам, рассчитанные по подушевой методике, на 90 процентов «состоят» из зарплат педагогам. Фактически иных статей финансирования образовательного процесса норматив не учитывает.
Значит, чтобы образовательное учреждение выжило, его директор должен будет экономить на зарплате (это единственная доступная ему статья финансирования). В таких условиях директор будет вовсе не заинтересован в качественном педагогическом труде, а следовательно, и в социальном партнерстве. При катастрофическом дефиците бюджетных средств, который сейчас еще только намечается, школе не нужны будут высококвалифицированные учителя, уникальные педагогические коллективы – она просто не будет в состоянии платить им зарплату.
Вот такое социальное партнерство…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru