Первая тетрадь
политика образования
|
ФАКУЛЬТАТИВ ПО
ТРУДОВОМУ ПРАВУ
Каждую весну школьный профком
перезаключает коллективный договор между
директором и работниками школы. Согласно
договору, стороны строят свои взаимоотношения на
принципах социального партнерства.
В большинстве школ, к сожалению, учителя о
коллективном договоре не имеют представления. Он
не обсуждается, перезаключается формально –
рутинная бумажка школьного делопроизводства.
Зато в тех немногих школах, где налажены
партнерские отношения между администрацией и
коллективом, сотрудники чувствуют свою
социально-экономическую защищенность, в полной
мере пользуются правами.
Правда, сегодня и этот опыт оказывается под
угрозой…
Михаил СОТНИКОВ,
председатель Московской областной организации
профсоюза работников народного образования
и науки РФ
Коллектив вступает в договор
До 2002 года, когда был принят новый Трудовой
кодекс, учителя очень редко заключали
коллективные договоры с администрацией. Думаю,
так было не только в нашей области. Но в
обновленном ТК многие вопросы, связанные с
финансами, были оставлены «на усмотрение»
руководства школы.
Вот, например, прибавка к отпуску за
ненормированный рабочий день. Раньше в кодексе
все было четко прописано, а с 2002-го организация
сама определяет, у кого какой рабочий день.
Другой пример: перечень работ, по которым
полагается доплата «за работу с вредными и
опасными условиями». Раньше этот перечень был, с
2002-го – сами определяйте. Доплата за ночную
работу – та же история.
Все эти вопросы должны быть определены
локальными правовыми актами. Поэтому с 2002-го
разработка коллективного договора стала для
каждой школы насущной необходимостью.
По просьбе профсоюзных организаций мы разослали
в школы области макет коллективного договора.
Права и социальную защиту работников прописали в
нем «по максимуму». Профсоюзы стали работать с
администрацией на местах. Кто-то смог
реализовать предлагаемые нами условия на 90%,
кто-то на 70%, многие добавили свое. Например, в
Домодедовском районе обеспечили бесплатное
питание детям сотрудников, а в Люберецком не
получилось. Что ж, возможности у районов разные.
К макету договора мы разработали макет правил
внутреннего трудового распорядка для
сотрудников школы. Этого документа нигде по
России нет, только у нас. При том что последнее
положение о правилах внутреннего распорядка в
школах издавалось в 1984 году. А ведь это
необходимый документ, в Трудовом кодексе он
предусмотрен как приложение к коллективному
договору.
Собственно, в договоре мы различаем три вещи:
экономические гарантии, социальные вопросы и
права трудового коллектива. Итак, обо всем по
порядку.
Экономический эффект
Мы просим при заключении договоров и
территориальных соглашений обращать особое
внимание на их экономический эффект. Какие здесь
есть возможности?
Например, часть учителей в договорах прописали
дополнительные оплачиваемые дни к отпуску за
подмену временно отсутствующих коллег. В других
школах те же дни в «плюс» к отпуску получают за
работу без больничного листа.
В третьих школах за подмену коллег учителя
получают по договору повышенную оплату. Ведь
иначе как получается: если учитель работает на
подмене, то получает оплату труда не
тарификационную, а почасовую, гораздо меньшую. Мы
считаем, это неправильно, за уроки и за
воспитательную работу надо платить столько,
сколько бы платили временно отсутствующему
коллеге.
Или другой сюжет: школа сокращает число
сотрудников. При увольнении женщины с двумя
детьми зарплата по трудовому законодательству
ей выплачивается за три месяца вперед, а мы
записали за шесть месяцев. И это уже было
применено.
Что характерно: все эти требования не
противоречат действующему законодательству. Это
те возможности, которые можно и нужно
использовать.
Три социальных вопроса
Коллективный договор помогает решить и
проблемы другого рода.
Первое – бесплатный или частично бесплатный
проезд к месту работы для педагогов. Вот, к
примеру, у нас есть хороший интернат в сорока
километрах от Коломны. Педагогические работники
все, конечно, из города, и транспортные расходы у
них серьезные.
Второе: бесплатное питание для работников школы
или хотя бы для воспитателей дошкольных
учреждений.
Третье: бесплатное или частично оплачиваемое
содержание детей работников школы и внешкольных
учреждений.
Четвертое: отдых детей. По общему правилу
родители платят 10% от его стоимости. Этот пункт
обычно соблюдается и без договора, но вписать его
все равно стоит, потому что учителя, приходя
работать в школу, читают не законы, а именно
коллективный договор.
Работники образования получают немного, и во
всех четырех случаях им выходит хорошее
подспорье.
Трудовое право
Эту часть коллективного договора мы советуем
тщательно прописывать школьным профсоюзам.
Например, в трудовом законодательстве есть такое
понятие, как «учет мнения профсоюзной
организации». Мы различаем «согласие» и
«согласование» – это разные формы
сотрудничества администрации с учителями. И в
рекомендуемой форме договора пишем, какие
действия администрация школы должна
предпринимать с согласия профсоюза, какие по
согласованию, а какие с «учетом мнения». То есть,
не стараясь в договоре переписать все трудовое
законодательство, мы включаем в него те пункты,
которые говорят работнику о его правах.
Возможные трудности
Конечно, у нас, у профсоюза, возникают
проблемы с централизованными бухгалтериями
школ. Они возмущаются большими, чем в трудовом
законодательстве, правами и социальной
защищенностью работника школы. И возвращают
договор на доработку. Это странная ситуация,
потому что их дело – следить, чтобы права и
социально-экономические гарантии учителя не
были ущемлены по сравнению с трудовым
законодательством. А дело профсоюза – права и
гарантии работника расширять, не вступая в
противоречие с трудовым законодательством.
Кстати, по закону все договора принимаются до
принятия бюджета города,
района, области на текущий год. Потому что норму
социально-экономической защищенности
работников школы нужно учитывать при
составлении бюджета.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|