Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ

Юлия СКВОРЦОВА,
координатор сообщества классных руководителей
в Сети творческих учителей, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №9
г. Воскресенск

В прошлом номере мы опубликовали «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя». Какие изменения произойдут в работе учителей? – с таким вопросом мы обратились к педагогам, директорам школ и образовательным чиновникам.

Классное руководство: сколько стоит президентская тысяча

«Неподотчетных» денег в государственной казне не бывает...

Цель и задачи деятельности классного руководителя нам хорошо известны и видимых изменений не претерпели. И как и прежде, они слишком глобальны. Одно «формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров» чего стоит, а ведь это только один из десятка пунктов.
Здесь нужно добавить, что это только кажется, будто «классный» проводит лишь еженедельный классный час и раз в четверть – родительское собрание. Я, например, насчитала у классного руководителя более 50 только текущих дел: диагностирование, организация досуга и творческой деятельности, развитие ученического самоуправления, разрешение конфликтных ситуаций, индивидуальная и групповая работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися… Список каждый может продолжить сам.
Примечательно, что непосредственно работе с детьми в «Рекомендациях…» внимания уделяется явно недостаточно. Но, может быть, это лишь отражает общие тенденции?
Еще в 2001 году в Ульяновске проводили исследование по проблеме классного руководства. Оказалось, что так называемый «бумажный блок» (проверка дневников, составление текущего плана работы, выставление оценок, работа с журналом, оформление документации, написание сценариев, различных характеристик), организация текущих дел (питание, дежурство, объявления по классу и т.д.) и работа со взрослыми (родителями, учителями-предметниками, психологической службой), совещания отнимают намного больше времени, чем взаимодействие с учениками. Проще говоря, заниматься воспитанием школьников просто некогда. За прошедшие 5 лет мало что изменилось: в нынешних исследованиях педагоги пишут о том же – огромная бумажная работа, нехватка времени на общение с учениками. Нам же рекомендуют оставить все на том же уровне (спасибо, что новых функций не добавили, но перевес все же не в пользу детей).
Впрочем, если функционал классных наставников кардинально не изменился, то требования к качеству нашей работы возросли. В новом документе этому посвящен отдельный раздел. Только как измерить «эффективность воспитательной работы»? Конечно, есть формализуемые показатели – уровень воспитанности учащихся, отношения в классном коллективе, развитие самоуправления, участие в школьной жизни, анализ решения поставленных задач, участие родителей в жизни классного коллектива, общий психологический климат в классе и т.д. Но оценки эффективности неоднозначны. Например, воспитанность учащихся или их развитие в целом определяются многими факторами, и реальный вклад педагога в этот процесс зафиксировать очень сложно. И кто будет ставить «оценки» классному руководителю?
К сожалению, при определении эффективности работы классного руководителя редко учитывают мнение тех, с кем непосредственно он работает, т.е. детей и родителей. А их мнение с мнением администрации часто не совпадает. На что чаще всего жалуются родители? Да все на то же: на отсутствие должного внимания со стороны классного руководителя к интересам и проблемам конкретного ребенка. «Бумажный блок» забирает все время «классного».
Как с этим бороться? Никак, если в «Рекомендациях…» критерии оценки деятельности учителя – внешние, формальные показатели. Успеваемость, документация, оформление кабинета, количество проведенных мероприятий… Педагогическое мастерство, авторитет учителя у детей, родителей и коллег – все это остается за бортом.
А между тем создатели «Рекомендаций…» ставят перед педагогами задачу не просто воспитать ученика, а «поддержать растущего человека в его развитии». По правде говоря, эта задача должна заставить по-другому взглянуть на деятельность учителя-предметника, который осуществляет сегодня функции «классного». Хотя у нас и появились практические психологи, социальные педагоги, профориентаторы, валеологи, тьюторы, ориентированные на индивидуальную помощь, но на практике в обычной рядовой школе все сосредоточено в руках классных руководителей.
Впрочем, похоже, чиновники министерства уже взглянули на учителей «по-другому». Потому что когда читаешь «Рекомендации…», есть ощущение, что речь идет не о классных руководителях, а об освобожденных воспитателях (или кураторах).
Логическая нестыковка налицо. Вспомним определение, которое дают классному руководителю методические рекомендации 2001 г. (Приложение к письму Минобразования России от 21.06.2001 № 480/30-16): «Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства».
Это с одной стороны. А с другой – классное руководство везде трактуется как дополнительная работа учителя-предметника (или другого педагога). При этом все знают: учитель-предметник, работающий на одну ставку, – это большая редкость. А вот 30–36 часов и более – это реальность (которая, кстати, дает возможность прокормиться). Прибавьте внеклассную работу по предмету, конкурсы, олимпиады, РМО… Где уж тут брать еще и классное руководство!
На странице нашего сообщества «Классный руководитель XXI века», организованного в рамках Сети творческих учителей http://it-n.ru, активно обсуждается эта тема. Промежуточные данные опроса: «Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство?» – показывают, что более 60% опрошенных ответили, что этим должен заниматься освобожденный классный руководитель (воспитатель).
Задумайтесь, почему такой высокий процент? «Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю…» надо затрачивать в день не менее 8 часов, а это целый рабочий день (завучу, например, нельзя брать учебной нагрузки более 9 часов, потому что в ином случае он не сможет качественно выполнять свои управленческие функции).
Работа классного руководителя нелегка и подчас неблагодарна. Педагоги же связывали с национальным проектом надежду на то, что наконец найдется возможность сделать освобожденными классных руководителей и они будут заниматься исключительно воспитанием, что сделает их труд более эффективным. Но, видимо, учителя так и будут проводить уроки и вести внеклассную работу (и только они знают, насколько же трудно совмещать два этих совершенно разных вида деятельности). А доплаты вряд ли что-то кардинально изменят в школе. Если учитель хорошо работал и раньше, он и будет продолжать работать на должном уровне. А если кому-то обязанности классного руководителя в тягость, то такие деньги уж точно никого не заставят «выкладываться по полной». На классных руководителей столько возложено, что они уже с лихвой отработали не только тысячу рублей, но и больше.
Ясно, что инструкциями или методическими рекомендациями уровень классного руководства и воспитательной работы в целом не повысить. «Классному» нужны профессиональная помощь и поддержка. Пока же сильны опасения, что надбавки вызовут не интерес к детям и профессии, а виртуозное бумаготворчество.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru