Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ 

Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4/2006 г.

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Базовый минимум в максимальном освоении

Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

Часть вторая

Мы продолжаем говорить об освоении базового минимума учебной темы. Для того чтобы его поняли сильные и слабые ученики, медлительные и подвижные, робкие и энергичные, учитель должен грамотно строить взаимодействие с коллективом класса. В любой форме работы – с учебником, у доски или за партой – дидактика коллектива помогает донести базовый минимум знаний до каждого ребенка. И особая забота тут должна быть проявлена по отношению к слабым, молчаливым, стеснительным детям.

Эстафета ответов

Начальная трудность активной работы заключается в повышенном темпе. Эту трудность чаще всего испытывает учитель. Ему хочется дать возможность высказаться первому же вызванному. А тот не всегда может с ходу сказать нужное быстро, кратко и точно. И опасаясь потерять время, учитель поднимает с места наиболее надежного ученика, потому традиционно и в классной беседе обычно участвуют далеко не все. Многие иногда «отмалчиваются» целыми месяцами. А ученики, у которых (как им самим кажется) знания есть, но разговорного опыта мало, очень обижаются на учителя и злятся на своих быстрых одноклассников.
Разговор, идущий по цепочке «от слабого», когда время для высказывания ограничено, позволяет никому «не мямлить», каждому мыслить сосредоточенно, включить слух и зрение (на подсказывающий материал).
Три, пять вызванных для устного ответа успевают совершить две попытки (кроме того, кто однократно дает резюме – это или отличник, или сам учитель), и наконец всем удается понять суть разговора.
Напомним, что работаем над базовым минимумом. Упрощать дальше некуда. Потому вопрос следует формулировать из расчета на понимание самого способного ученика – он-то и замкнет цепочку учеников, совершающих первую попытку, он и даст окончательный, абсолютно верный, но при этом иногда и очень оригинальный ответ. Начинать ответ, оказываться первым в цепочке будет самый слабый ученик. Зачем ему позволять долго барахтаться? Учителя он не понял, в учебнике ответа не увидел, пусть внимательно послушает своих товарищей. И нет ничего страшного в том, что следующие вызванные тоже не очень-то сильны в предмете.
Сами ученики замечают, что у каждого испытывающего затруднения свой набор трудностей, своя роль в поисках правильного решения или ответа. Наблюдая за другими, начинаешь понимать себя.
Но главное, что происходит в работе по двойной цепочке, – необходимость думать. Пока сидели за партами, слушали, но не услышали ни учителя, ни своих товарищей. А когда встал… и что-то «ляпнул», и тебе сказали: «Молодец, постой, послушай, что скажет другой товарищ», то невольно прислушаешься. И в открытый учебник заглянешь. И заработанный балл себе на поля в тетрадку поставишь. Заработанный, а не случайный. К работе приступил. Пока еще не очень удачно, но приступил!
Приглядишься, прислушаешься – и исправишь свой «первый блин». Появится первое, очень важное для любого дела чувство успеха. И самое главное, начнут слабеть языковые, речевые тормоза, которые мозг непроизвольно включает, когда вопрос непонятен, а позориться и признаться в этом на виду у приятелей, а особенно недругов, не хочется. Постепенно будет появляться умение рассуждать. Каждому вызванному дается не только выигрыш во времени, но и в мышлении. Работая языком, начинаешь шевелить мозгами.

Минимум сведений, быстрота, короткие шаги

Вызывая к доске вместо одного сразу по пять-шесть человек, учитель тратит на всех шестерых столько же секунд, сколько потратил бы на одного ученика. При этом он не только не теряет драгоценного времени, но, наоборот, усиливает педагогический эффект. Каждый работающий у доски ученик не только проверил себя, он поучился еще у пятерых, вызванных вместе с ним, товарищей. И учитель увидел шестикратную отдачу. А астрономическое время перешло в педагогическое: за тот же временной отрезок совершался активный учебный процесс в шести ученических головах вместо одной. Ведь что-то сделать у доски – не то же самое, что за партой, втихаря, понимая или не понимая, нечто писать или списывать.
У доски (карты, прибора, таблицы) руки работают вместе с головой. Их действия: взмахи, касания, нажим на мел, управления указкой – находятся под наблюдением «со стороны». И не только самого учителя, но и не менее придирчивых товарищей. А придирчивость наблюдателей всегда возрастает, когда есть кого с кем сравнивать.
Когда говорил, писал, показывал учитель, класс пассивно наблюдал. Когда вместо учителя работает у доски или учительского стола один-единственный ученик, то для его товарищей ситуация становится еще более пассивной. (Особенно если вызван один из сильных сотоварищей. Выкрутасы слабого, незадачливого приятеля могут какое-то время позабавить остальных слушателей, но пользы им это почти не принесет, педагогическое же время будет потеряно).
Коллективная работа, где личное участие каждого всем заметно, – это не только выигрыш во времени. Это существенный выигрыш в качестве знаний и общей социальной образованности! Ученики к знаниям подошли не только мысленно, не только посмотрели на все своими глазами, но и прикоснулись руками, проговорили, походили ногами. И эти движения каждого, результаты двигательных попыток проходили на виду у всех.
Алгоритм на втором этапе работы над темой отличается тем, что изучается только минимум проблем, и он позволяет совершать дробные, малые, короткие шаги, позволяет тратить на эти шаги также короткие промежутки времени.
Четкая, подчеркнутая раздельность учебных шагов может быть усилена и обогащена тем, что каждый новый шаг будет проделываться не в одиночку, а группой учеников. Никто не остается в стороне, все участвуют в приобретении знаний, и каждому эти знания достаются.

Развитие речи и «бригадный подряд»

Речь – средство коммуникации. Но не только. Сказанное воспринимается всеми структурами мозга с гораздо большей силой и определенностью, чем внутренняя речь. Преподавая любое правило, теорему, закон на уровне базовых знаний, следует подумать, какой избрать алгоритм подачи. При встрече с абсолютно новым материалом разработаем алгоритм знакомства с ним, чтобы оно произошло без путаницы и поспешности. Такой алгоритм обязан включать в себя (как минимум) четыре самых мощных анализатора: слух, зрение, моторику руки (а то и всего тела, если это танец или гимнастика) – и обязательно моторику речевого аппарата.
Порядок включения этих помощников понимания и запоминания как раз и зависит главным образом от состава учеников. Когда в классе собраны ученики разных способностей, работа идет наиболее спокойно, просто, а главное, успешно для всех.
При очень слабом составе класса «особо способным» оказывается только один учитель. Всю тяжесть познавательной деятельности учеников он вынужден брать на себя. Но не в том смысле, что ему следует игнорировать силу самого обучающегося коллектива. Коллектив детей всегда разнообразен. И его действие на индивида-ребенка все равно оказывается более сильным, чем все отдельно взятые аспекты.
Если в классе подобрано много способных, сильных, одаренных детей, то с таким классом можно как ускорять темп работы, так и заметно расширять программу или забираться в ее глубину. Но это может себе позволить только учитель, умеющий и создать некоторое число «дополнительных учителей», и работать над программой не в одиночку.
Тут способности сильных учеников невероятно возрастают, так как на них работает закон «уча – учимся». В сильных классах легко организовать работу в специфических подгруппах, бригадах. И работа над речью, равно как и работа над информацией с помощью отшлифовки речи, может происходить в любом конкурсном варианте.
Бригады на первых порах для устного ответа могут выставлять лучших, потом – по желанию. Но завершающим этапом проговаривания изучаемой тематики, базовых знаний по теме должно быть выступление каждого члена бригады. Это может быть как подготовленное, так и импровизированное выступление.
При всех вариантах работы учителю необходимо заботиться, чтобы получаемые знания базового минимума каждой новой темы школьного курса свободно озвучивались каждым учеником, «чтобы от зубов отскакивало».
Такая работа, системно включенная в процесс, не будет отнимать много времени. Минимум знаний по теме требует и минимума слов для его озвучивания.
Твердое, осознанное знание «всех минимумов» программы обеспечивает возможность возникновения связей между ними и творческого отношения к знаниям. Эту тираду, как показывает практика, надо прежде всего усвоить самому учителю. Тогда в этом легко убедятся и ученики.

Правильно ли вы меня поняли?
Правильно ли я вас понял?

Для успешности обучения почти всегда необходимо проговаривание вслух учеником своих действий. И это включение внешних речевых анализаторов не менее важно на точных предметах, чем на гуманитарном цикле. Говорить вслух или про себя – означает напрягать моторно-речевую память и все логические структуры мозга.
Говорить – значит слышать себя. И тогда особенно ценной станет краткость и точность речи. Образцом такой помогающей речи должен быть учебник. Можно игнорировать текст учебника только тогда, когда он явно ошибочен или недостаточно краток. В этом случае учитель обязан (он может это сделать совместно с учениками) составить свой текст, вложить или вклеить его в соответствующую страницу книги (хорошо бы при этом послать свои соображения-требования в издательство, автору книги).
Умение выражать мысль в виде короткого, грамматически правильного текста служит одновременно и развитию связной речи вообще, и шлифовке умения ясно выражать собственные мысли. На уроках, где ученики только слушают тирады учителя или немногих своих товарищей, знания как таковые не приобретаются. Если ученик не сформулировал мысль своими словами, то скорее всего сообщение он понял или не полностью, или вообще ошибочно.
Заметим, что культурные люди нередко обращаются к собеседнику с вопросом, повторяющим смысл услышанного: «Вы это хотели сказать, я правильно вас понял?».
Учителю же необходимо знать, правильно ли поняли его, или прочитанный текст, или сообщение товарища. Ему и следует просить каждого ученика объясниться, как тот понял: услышанное в классе, прочитанное в книге, увиденное на макете… И делать это лучше всего, во-первых, в условиях коллективного обучения, во-вторых, по методу «от слабого к сильному и обратно».
Тот, у кого с речью проблемы, успеет собраться, настроиться, прислушаться, пока цепочка вызванных для ответа учеников движется туда и обратно. А наиболее говорливые испытают удовольствие от своего права замыкать эту цепочку на самой ее кульминационной части, давать ей обратный, точный и четкий ход.

Продолжение в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru