Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ РУБЕЖИ
 

К середине марта учителя уже примерно представляют свою нагрузку на будущий учебный год. Уже известно, кому достались пятые классы. Директор школы пишет нам: «С тревогой о судьбе класса пришла ко мне учительница начальных классов. Походила на уроки предметников и расстроилась. Извечная проблема перехода в пятый класс! Период адаптации. Как ни организовывай его, трудности не уходят. Больше всего страдают дети, у которых первая учительница имела индивидуальный педагогический почерк. У стандартного учителя они быстро теряют интерес к учебе, начинают ловчить, баловаться. Можно понять и предметника. Он только что вернулся из десятого класса в пятый, ему трудно перестраиваться. Об этом и говорили с коллегой».
Мы предлагаем нашим читателям наблюдения, размышления и практические советы психолога Елены Григорьевны КОБЛИК, автора «Программы адаптации детей к средней школе».

Здесь все совсем по-другому

Новые учителя, новые порядки, новые требования. Как помочь детям заново освоиться в школе

Их сразу видно на этажах старшей школы, с ними вечно что-то происходит…
…Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете, теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же девались все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, не знает, что делать.
…Дина спускается с третьего этажа по лестнице, осторожно прижимаясь к стене, с тревогой косясь на пробегающих мимо огромных старшеклассников. Проходящий мимо учитель спрашивает, где у нее должен быть урок, уверенно берет за руку и провожает до кабинета. Дина спрашивает: «А вы кто? Вы будете у нас вести?»

Дети плохо ориентируются в школе, для них чрезвычайно важен взрослый, который выделяет ребенка из толпы, обращает внимание именно на него, создавая ощущение безопасности и причастности к школе.

…Оля ответственная девочка, скромная. Ее назначили старостой. И вот уже второй день она гордо уносит журнал 5 «А» класса домой. Ведь дома надежнее, там он не пропадет. Завуч школы случайно увидела, как Оля заталкивает журнал в свой портфель. «Ты домой его несешь? Это же важный документ! Ты должна была…» В глазах у Оли слезы. Завуч перестала кричать и стала спокойно рассказывать о правилах хранения документов.
…Учитель информатики сказал, что урок закончен, и вышел из класса. Дети встали из-за столов и, не видя перед собой учителя, выключили компьютеры. Учитель не смог вовремя начать следующий урок, потому что ему пришлось включать и перезагружать каждый компьютер в Сети.

Оля ожидала похвалы и одобрения, а почувствовала вину. Не зная новых порядков, не только Оля, многие «пятаки» попадают в нелепые ситуации, а педагоги, уставшие от постоянной суеты, иногда не замечают их ожиданий и проблем, не оказывают должной помощи. А ведь достаточно попытаться представить себя на их месте.

…Катя рисует на уроке рисования акварелью. Она рисует ситуацию счастья. «Учительница математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике и за устный счет… А теперь все совсем по-другому».
Катя растеряна, потому что у новой учительницы другие требования. Она чувствует беспокойство по поводу своей учебной ситуации и уже привыкла ожидать отрицательной оценки со стороны педагога. Но вот наконец-то похвалили…

Приняв пятиклассников, помните: их способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Только доброжелательная атмосфера и ситуация успеха могут уравновесить крайнюю эмоциональную нестабильность детей этого возраста.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru