Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

Александр РАДОМСКИЙ,
кандидат философских наук

Угадайте правильную... мысль

Какие компетентности развивает тест по словесности

Детей спрашивают: «Какая общая мысль объединяет прослушанный и прочитанный тексты?»
Чтобы определить общую мысль двух разных текстов, их надо сравнить. Операция сравнения – сложный комплекс мыслительных процедур. Она еще более усложняется, когда объектом сравнения являются произведения литературы – в силу богатства художественного языка, многозначности и непредсказуемости его взаимодействия с читателем.
Но детей «берегут» и дают им четыре варианта ответа: а) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу; б) Чужеземная природа способна затмить русскую; в) Нужно уметь видеть и ценить красоту русской природы; г) Нужно беречь и охранять природу.
При такой постановке вопроса, увы, не может идти речи ни о сравнении, ни об анализе, ни о какой-либо иной самостоятельной мыслительной деятельности. Требуется угадывание. Смысл возможных ответов в неявном виде уже задал нам тот, кто формулировал эти вопросы. Как получить ключ? Для этого много знать и глубоко мыслить необязательно.
В нашем случае правильный ответ (в) – «Нужно уметь видеть и ценить красоту русской природы» – извлекается примерно так. Мы не знаем, какое из предлагаемых суждений верно, но в первую очередь чувствуем, что оппозиция «свой-чужой» задана жестче, чем «культура-варварство». На этом основании последний ответ отпадает. Явно, что «свое» лучше «чужого», – отпадает (б). И дело вовсе не в березках – отпадает (а).
Или так. Вариант (б) отпадает, потому что слово «чужеземный» несет негативную окраску. Вариант (а)? Он лишен нравоучительного смысла, а в школьных текстах по русскому языку основная мысль – поучение. Из двух «нужно» предпочтительнее вариант (в): в нем беспроигрышное словосочетание «красота русской природы».
Если задаться целью, такому анализу вариантов ответа детей можно научить. Но можно ли назвать компетенцию такого рода коммуникативной? А лингвистической? Нет, конечно. А вот манипулятивной – можно.
Заметим: в выборе правильного ответа ни исходные тексты, ни их анализ не играют никакой роли. В выигрышном положении оказывается тот, кто понимает, чего от него хотят, а не тот, кто искренне задается вопросами, о чем эти тексты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru