Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Учитель для профильной школы

О том, как изменится система подготовки в педагогических вузах, рассказывает проректор МПГУ Сергей АТАНАСЯН

Сегодня ведомство предлагает в основном переучивать педагогов- предметников. Но программа переквалификации больше напоминает сетевой маркетинг: избранные методисты доедут до Москвы, потом обучат коллег из региона, а уж те возьмутся за учителей… Впрочем, есть еще одно «но»: эта схема – для тех, кто уже работает в школе.
А как быть с теми, кто только готовится стать педагогом?

– Вашим выпускникам, возможно, придется преподавать в профильных классах...
– Конечно, придется, но сначала несколько слов о собственно профильном обучении. На мой взгляд, программы старших классов слишком усложнены. Их будет трудно реализовать на практике и учащимся, и педагогам. Что же касается непрофильных дисциплин, то нельзя сводить все только к механическому сокращению часов на их изучение. Необходимо продумать принципиально иные подходы к преподаванию гуманитарных предметов в технических и математических классах и точных наук – в гуманитарных, для того чтобы подростки получили всестороннее образование.
Сегодня разрабатываются школьные стандарты второго поколения, которые предусматривают переход от зуновской к компетентностной модели обучения. Но для того чтобы эта сказка стала былью, введения только теоретических курсов недостаточно. Надо, чтобы сами студенты обучались в этой новой логике, иначе в школу придут трансляторы информации, а не творчески мыслящие люди, способные применять свои знания в разных ситуациях и организовывать проектную, научно-исследовательскую деятельность учащихся.
– В 2006–2007 годах планируется принять новые стандарты высшего педагогического образования. Заложена ли в них та «новая логика», о которой вы говорите?
– Да. Например, занятия в вузах будут организованы по кредитно-зачетной системе; это должно способствовать решению проблемы, о которой мы только что говорили.
Суть новой системы в следующем: студент сам планирует свое обучение. Учебный план делится на несколько блоков: обязательные предметы, которые изучаются либо в определенной последовательности, либо в свободном порядке, и предметы по выбору. Причем предметов по выбору будет значительно больше, чем сейчас. А за изучение каждого предмета студент получит соответствующее число кредитов (зачетов).
Рейтинговая система завязана и с материальными стимулами: чем лучше результаты обучения в течение года (а не только в период сессии), тем выше стипендия. Так что благодаря этому нововведению студенты должны с большим интересом относиться к учебе.
– Какие трудности и риски могут возникнуть при введении кредитно-зачетной системы?
– Резко увеличится число часов на научно-исследовательскую деятельность, на индивидуальную работу преподавателей со студентами. Это потребует перестроить весь учебный процесс.
Рейтинговая система может не прижиться из-за коррупционных моментов: завышения отметок, списывания.
Возможна ситуация, когда к какому-то профессору вообще никто не запишется, начнется борьба за студента, вступят в силу механизмы конкуренции между кафедрами и преподавателями.
Вследствие введения кредитно-рейтинговой системы, вероятнее всего, закроются заочные и вечерние отделения, поскольку, набрав необходимое количество предметов, студент сможет посещать вуз в любое удобное для него время по индивидуальному графику. Будут активно развиваться дистанционное обучение, тьюторство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru