Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

«Тебе надо, ты и бегай!»

Премиальные хроники

Горячая тема – выдвижение лучших школ и учителей на президентскую премию. По замыслу разработчиков проекта, все полномочия делегированы гражданским институтам на местах. По документам, процедуру отбора осуществляют региональные организации-операторы. Но на деле происходит совсем не то, что можно назвать «превращением образования в гражданскую заботу».

Ноябрь 2005, Санкт-Петербург. Обсуждается реализация национального проекта «Образование». Речь заходит о премиях. Местные чиновники от образования и законодатели открыто выражают недовольство тем, что распределением средств должны заниматься различные гражданские институты и общественные объединения. Председатель комитета по образованию Ленинградской области Зоя Найденова уверяет, что с задачей отбора претендентов вполне справятся экспертные советы по образованию. Ее поддерживают коллеги из других регионов:
– У нас в регионе гражданских сообществ, ассоциаций, организаций не было и нет.
– Так содействуйте их созданию, становлению, развитию.
– А нам это зачем?
Разговор о возможностях сетевого устройства экспертизы в вертикально построенной системе образования не клеился...
Декабрь. На форумах Всероссийского интернет-педсовета педагоги спрашивают, не знает ли кто, как заявляться на конкурс, где искать выдвигающие общественные организации и на каких условиях они соглашаются написать ходатайство.
Январь 2006. Местное ТВ российских городов уверяет, что нацпроект «широкими шагами шагает по стране». Но активные российские учителя до сих пор не знают ни сайтов, ни телефонов, ни e-mail офисов региональных операторов. Из почты «ПС»: «К сожалению, я немного пролетел с премией, хотя меня и выдвинули. В РОО про меня забыли, и теперь неизвестно, где мои бумаги. Через знакомых, к которым я обратился по интернету, узнал, что я еще могу снова собрать и привезти документы прямо в область, после чего ко мне приедут на уроки. Все выходные вместе с директором оклеивал и красил стены своего кабинета. На пол уже ни краски, ни школьных денег, увы, не хватило. Но хоть что-то... Бумажек много надо найти: от организаций, которым мы с детьми помогали, от молодежного центра. При этом оказалось, что очень многие полученные нами награды на различных конкурсах школа не сохранила, а о ксерокопиях я до сих пор не думал. Нужны подтверждения, а срок до 1 февраля».
Февраль. Состоялось совещание региональных координаторов национального проекта «Образование». На нем было подчеркнуто: федеральные органы управления прибегают к упрощению задачи, думая, что главное – вовремя раздать деньги. В некоторых регионах уже заготовлены списки победителей конкурсного отбора, в то время как главное, по словам Игоря Реморенко, руководителя группы по подготовке постановлений правительства по национальному проекту, не отчет, а привлечение к управлению образованием гражданских организаций.
…Похоже, создание институциональных условий для того, чтобы превратить улучшение образования в гражданскую заботу, не такое уж простое дело. Видимо, и этому нам надо учиться. 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru