Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Алексей КАМЕНСКИЙ,
директор школы № 590
Санкт-Петербург

Из всех проектов, связанных с модернизацией образования, профильная школа представляется самым многообещающим. По потенциалу до нее не дотягивают ни ЕГЭ, ни ГИФО.
И все бы хорошо, если бы не всегдашнее российское «хотели как лучше».

Профилькина грамота

Почему идея реформирования старшей школы пока не выдерживает проверки на практике

В моем представлении через профильность можно добиться многого:
– разгрузить ученика, поскольку в программе уменьшится доля обязательных, но на самом деле ненужных для дальнейшей жизни предметов;
– повысить мотивацию ребенка: любимому предмету и учиться интереснее;
– увеличить практическую направленность обучения – подготовка к поступлению в вуз станет более осмысленной;
– приблизить наше образование к общепринятым международным стандартам.
Однако на этих путях разбросаны ловушки.
Если профильность будет реализовываться сетевым способом, нас ждут серьезные трудности. Россия не США, таких дорог и машин, как у них, у нас нет. С трудом себе представляю: в деревне Глухово появится физматшкола, а в Заплуталове – гуманитарная гимназия, и ученики будут ездить на «профильные» уроки за двадцать верст. Конечно, на селе уже вводится программа «Школьный автобус». Но, во-первых, автобусов все равно не хватает. А во-вторых, в городах, где отвратительно работает общественный транспорт, эта проблема будет стоять не менее остро.
Ну да ладно – транспортная задача сложна, но все же решаема. Хуже другое: демографическая ситуация. Многие школы уже сейчас укомплектованы лишь наполовину от плановой наполняемости. Хороший директор будет держаться за своих учеников всеми правдами и, что совсем неприятно, неправдами. Если роно почему-либо назначит его школу химической, то директор начнет убеждать учеников, что все они химики.
Кстати, о распределении профилей между школами. Более чем уверен, что это будет происходить по простому принципу: есть в школе хороший учитель физики – быть ей с физическим профилем. А что будет, если учитель вдруг переедет в другой район? Перевозить вслед за ним и учеников? Нет, сетевая профильность, думаю, пока не для нас. Это Гоголь получается: «сорок тысяч курьеров».
Профили надо выстраивать в одной школе. И вообще мне это слово не нравится. «Фас – профиль» – Министерство внутренних дел, а не образования. Ведь написано же в законе про «индивидуальный образовательный маршрут ученика». Только не написано, как его выстроить на практике. А способствовать развитию индивидуальности ребенка можно и нужно не только в старшей школе, но и раньше.

Что такое потоковый метод?
В своей школе мы уже несколько лет практикуем потоковый метод обучения. Набрали сто человек в десятые классы. Условно разделили их на «А», «Б», «В» и «Г». А математику поставили всем одновременно. Кто-то пойдет в группу углубленного изучения, кто-то – базового, кто-то – гуманитарного.
Если на «углубленку» желающих будет много, несложно открыть еще несколько групп. Так же поступаем и с остальными предметами. Обычным составом класса ребята идут лишь на физкультуру и ОБЖ. Таким образом, у школьников появляется возможность выбирать нестандартные сочетания профильных предметов. Если ученик собирается поступать на биофак университета, то выберет углубленное изучение математики и биологии, а если на матлингвистику – то математики и литературы.
В таком подходе есть и свои минусы. Первый – кадровый: в расписание надо одновременно ставить занятия трем-четырем учителям одного предмета. Если кто-то заболел, заменить его трудно – кадровый резерв невелик. Второй – ребенку приходится нагонять материал, если он решил перейти из одной группы в другую.
Однако плюсы все же перевешивают. Мы в действительности даем ученику возможность выбирать и программу, и преподавателя (что тоже немаловажно), то есть в реальности, а не декларативно строим индивидуальный образовательный маршрут. В нашем подходе нет никакого особенного открытия. Директор одной из ярославских школ рассказывал мне еще лет десять назад, что они учат таким образом ребятишек с пятого класса.
В педагогических верхах идет многолетняя война по поводу образовательных стандартов. На практике она
сводится, как ни маскируй, к вопросам: сколько часов к какому предмету добавить, сколько убавить, что ввести но-
вое и как при этом еще и сократить нагрузку?
Но проблема не в том, два или три часа физики в неделю мы поставили. Проблема в том, что это за физика.
Есть абсолютно беззатратный и стопроцентно эффективный, чисто психологический способ решения проблемы профильной школы. Называется он давно известным словом: «дифференцированный подход». Если мы знаем, что Иванову и Петрову точно физика не нужна и они точно не выберут ее в качестве экзамена, так как до мозга костей гуманитарии, а Сидоров, напротив, технарь, то не надо никому из них ни сокращать, ни добавлять часов на физику, просто надо не полениться и во время лабораторной, проверочной или контрольной работы дать им разные задания.
Не страшно, что их пятерки будут разного удельного веса. Да кому они, эти пятерки, после школы нужны? Учителя, милые, не свирепствуйте вы по отношению к Иванову и Петрову, отыграйтесь на Сидорове, ему это только в радость. И тогда никакой перегрузки ни у кого не будет. Разве что у учителей, так как им надо потрудиться, подобрав для разных детей разные задачи. Но и тут есть выход: это наш с вами метод потоков. Один учитель специализируется на преподавании предмета детям «продвинутым», другой – тем, у которых интереса к предмету нет. Кстати, именно сюда и есть смысл ставить учителя особенно опытного.
Я как учитель физики знаю, что такой ознакомительный курс преподавать особенно трудно, поскольку основной его задачей становится не «знаниевая», а психологически-мотивационная составляющая, то, что раньше называли формированием познавательного интереса.

Путь перехода
Вот где поле деятельности для методических служб! «Углубленку» мы давно умеем делать, есть многолетний опыт работы спецшкол. С элективными курсами тоже как-нибудь разберемся. Понятно, что они будут строиться в основном «от преподавателя»: кто что может и чем увлекается, такой курс и предложит. А вот ознакомительные курсы изучения наук надо строить с нуля. Причем одновременно с созданием УМК (кто не помнит – учебно-методический комплект), с видеофильмами, раздаточным материалом, задачниками и пр. Призрак бродит Перельмана (великая книга «Занимательная физика»). Вот он – нетравматичный путь перехода на профильную школу.
Но здесь не обойтись без обучения учителей. Особенно, как это ни парадоксально звучит, молодых, тех, у кого нет старой, еще советских времен, школы дифференцированного подхода. Особенное внимание на таких курсах переквалификации я бы уделял нестандартным и внеурочным формам работы по предмету. В большинстве школ канули в Лету предметные дни недели и месячники. А ведь не уроком единым… Требование времени – активно развивать альтернативные формы образовательной деятельности, способствовать развитию самостоятельной активности ребенка. Необходимо насытить наши программы практическим материалом – именно это должно стать основной составляющей будущей профильной школы, а не нацеленность на тот или иной вуз. А нам, учителям, давно пора перестать обращать внимание на разрыв между требованиями вузов и школьной программой. Вузы сами очень скоро перестроятся. Им наши ученики нужны как воздух. В ближайшие годы бюджетных мест в вузах все равно станет настолько мало, что обычному нормальному школьнику на них будет не попасть (ставьте реальные цели), а за остальными выпускниками вузы сами начнут бегать почти как военкоматы за призывниками.
Тогда совершенно отпадет необходимость пичкать учеников дополнительными, никому не нужными усложненными заданиями, нарушая при этом повсеместно давно известный психологический закон «зоны ближайшего развития ребенка». И механизм выбора профиля возникнет сам собой, поскольку станут не нужны никакие испытания (словечко-то какое), экзамены (тоже, кстати, на экзекуцию похоже). Только желание ученика станет главным критерием выбора направленности обучения. Не потянул – не страшно, перейди на ознакомительный курс.
Сейчас наверху рассматривается несколько моделей перехода на профильное обучение. Первая – сетевая профильная школа – является аналогом сети спецшкол, только местного масштаба. Но сейчас даже существующие спецшколы имеют проблемы: где набрать детей с соответствующим уровнем подготовки? Плодить спецшколы в ухудшенном варианте, по-моему, ни к чему.
Вторая модель – организация профилей разной направленности на базе одной школы – подходит лишь для очень крупных школ или школ-комплексов, только там можно обеспечить разнообразие этих самых профилей. В маленькой школке набрать детей даже на один нормальный физико-математический класс нереально. Есть опасность, что туда будут запихивать всех без разбора, а потом начнут отчислять как не справившихся с программой. К тому же те многочисленные варианты всяческих профильных сочетаний, те учебные планы с добавками и убавками, которые сегодня предлагаются нам для ознакомления, явно в ближайшее время не будут обеспечены ни программами, ни учебниками. А без этого профильное обучение – просто профанация.

Три уровня обучения
Мы предлагаем подойти к решению этой проблемы с другой стороны. Вести разговор не о профилях, а об индивидуальных образовательных маршрутах, по сути – об уровнях обучения, выделяя их всего три: углубленный, базовый и ознакомительный. Реализовать разноуровневый подход можно в рамках традиционной сетки учебных часов, используя «потоковый» метод организации школьного расписания. Обеспечить УМК три уровня гораздо легче, нежели бесконечное количество профилей, проще будет в таких условиях и решать задачу переквалификации учителей.
Профильная школа, на мой взгляд, проблема не только организационного, но и методического характера. Решаться она должна комплексно, а не аврально. Требуется элементарное волевое усилие сверху. Методическим службам должна быть поставлена четкая задача: к определенному сроку разработать весь пакет УМК по школьным предметам. Промышленность должна получить государственный заказ на изготовление этих УМК (она будет только рада). Учителя должны быть к этому времени обучены ведению учебной деятельности в новых условиях (институты усовершенствования учителей тоже будут только рады). Особое внимание нужно обратить во всей этой программе на работу с детьми несориентированными, чтобы они не оказались за бортом наших профилей или не попали в них чисто формально. И все это надо сделать единовременно, а не шажочками, как нельзя шажочками перепрыгнуть пропасть. Тогда станет реальностью продекларированная в Законе «Об образовании» возможность выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута. А пока без этого, простите, вся затея с профильной школой – профилькина грамота.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru