Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования
Дмитрий ЛЕВИТЕС,
заведующий кафедрой педагогического
проектирования
и образовательных технологий МГПУ,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный учитель РФ

Для многих учителей, чье профессиональное становление проходило в «романтические» восьмидесятые (педагогика сотрудничества), девяностые годы стали крушением педагогических иллюзий, ранее дававших уверенность и силу, позволявших сохранять достоинство в профессии. Сегодня «сухой остаток» формулируется в одном вопросе: а не была ли та педагогика, с которой ты пришел в школу, утопией?
Когда-то это называлось высоким словом «миссия». А потом превратилось в экспериментальные площадки для апробации образовательных стандартов, которые (и один, и второй, а теперь скорей всего и третий) на поверку представляли большой интерес для экономистов и приводили в ужас профессиональных педагогов.
Гуманистические принципы реформирования отечественной школы, закрепленные в 1992 году в Законе «Об образовании», сегодня полностью расходятся с новым курсом образовательной политики. При этом авторы преобразований явно не понимают их реальной сущности. Аксиологический и целевой компоненты политики не проработаны. Это ведет к разрушению прежней системы, но не создает новой: эклектичного набора содержательных и технологических «инноваций» для этого недостаточно.
Последствия такого курса могут быть весьма опасными: будущие выпускники школы не то что не смогут обеспечить развитие и безопасность страны – их умений не хватит даже, чтобы обеспечить процветание узкому слою элиты.
Все это заставляет снова вернуться к вопросу о целях и ценностях отечественного школьного образования.

Ценности образования: как сделать их рабочими целями учителя и школы

Три главных вопроса

Триста с лишним лет назад Ян Амос Коменский мечтал с помощью всеобщего образования усовершенствовать мир. За эти столетия педагогическое знание и образовательная практика совершили удивительную эволюцию. Но складывается впечатление, что рост числа образованных людей нивелируется негативными процессами во взаимоотношениях между отдельными людьми, странами, этносами и конфессиями. Страшные события последнего времени лишнее тому подтверждение.
И какие бы экономические, политические и идеологические объяснения мы ни находили происходящему, задумаемся: и спонтанные, и заранее организованные акты агрессии и насилия совершают не правительства и парламенты, а конкретные люди. И как правило – образованные… Нет, в лучшем случае хорошо обученные люди. Чему, как и, главное, для чего их учили?
Вопрос почти риторический, но тем не менее тесно связанный с практикой.
Если рассматривать образование как процесс и результат трансляции социокультурного опыта от поколения к поколению, то есть три вопроса, на которые мы должны попытаться ответить:
– Каковы цели общего образования, определяющие его содержание и организацию?
– Какое содержание образования должны осваивать дети в школе?
– По каким критериям следует оценивать качество получаемого образования?
Ответы на эти вопросы и определяют стратегию развития образования в стране.

Без учета закономерностей

Но если отвлечься от идеальных схем – существует ли в России такая стратегия? Существуют ли те закономерности образовательного процесса, которым учат в педагогических вузах, в соответствии с которыми определяются цели образования, его формы, требования к ученику и учителю, связи между этими компонентами образовательной системы?
Конечно, закономерности эти существуют. Но, похоже, не берутся в расчет. Об этом свидетельствуют и противоречащие друг другу прогнозы развития отечественного образования (от либерально- демократического до государственно-охранительного), и путаница в причинах, по которым принимаются либо отклоняются образовательные проекты (это касается и двенадцатилетней школы, и ЕГЭ, и стандартов, и подходов к оценке качества образования).
Так, может быть, на самом деле в нашей стране образовательный процесс в историческом развитии – процесс вероятностный? И в определенные моменты бывает так, что сразу несколько возможных вариантов развития образования имеют примерно равные шансы реализоваться на практике? И все зависит не от объективных закономерностей, а от субъективных факторов: конъюнктурных интересов и лоббистских возможностей?

Маятник возвращается

Сегодня «государственная полезность» в целях и технократическая направленность в средствах обучения сузили поле воспитывающей и развивающей педагогики до сугубо утилитарной задачи – подготовки к вузу.
Все это сопровождается разговорами о потере качества отечественного образования (особенно математического и естественно-научного). Причем под качеством образования понимается уровень обученности выпускников вообще и владение ими специальными знаниями и умениями в частности.
Но качество образования – это не только качество результата, но и качество процесса! Да и результаты в образовании бывают разные. Одни измеряются количественно и квалиметрически в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Другие, отдаленные, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функциями обучения, непросто аналитически «вычислить» и с помощью критериального контроля.
Если в этом процессе изменить некоторые составляющие, например, контрольно-оценивающую (что и происходит с введением ЕГЭ), это неминуемо влечет за собой изменения в содержании образования и технологиях обучения. И тогда эти самые отдаленные результаты становятся либо вообще недостижимыми, либо принимают незапланированные и уродливые формы. Такова сущность и логика процесса обучения.
Этого не могут не понимать люди, руководящие нашим образованием. Что заставляет их принимать решения, фактически отбирающие у школы ее основное предназначение – воспитание, развитие, социализацию и самоопределение своих учеников?

А как у них?

Странные метаморфозы отечественного образования нам объясняют необходимостью соответствовать европейским и мировым стандартам качества образования. Но в чем они заключаются?
К числу современных глобальных образовательных тенденций относятся:
– научить жить и работать вместе, в команде, в группе; принимать на себя ответственность и предотвращать конфликты;
– научить учиться, то есть ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком навыков планирования, организации, контроля и оценки собственной деятельности;
– постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности при одновременно идущей адаптации образовательного процесса к уже сформированным психическим структурам личности;
– самоактуализация и самоопределение обучающегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности;
– подготовка к активному освоению ситуации социальных перемен и др.

Цели – векторы

Являются ли перечисленные положения целями как таковыми? Ответ, очевидно, отрицательный, так как все они (кроме обучения) не обладают важнейшей характеристикой любой цели – диагностичностью. Установить степень их достижения в школе практически не представляется возможным по трем причинам.
Во-первых, они пролонгированы во времени, обращены в будущее и не ограничиваются школьным образованием.
Во-вторых, их достижение зависит от очень многих «посторонних» факторов: семья, СМИ, микросоциум оказывают на социализацию подростка не менее сильное воздействие, чем институциональные формы образования.
В-третьих, отсутствуют реальные, надежные и доступные учителю методики критериального контроля и оценки достижения этих целей.
Их можно обозначить как «цели – векторы». В контексте поднимаемой проблемы их можно идентифицировать как декларируемые ценности школьного образования, как наше представление о предназначении школы.
Что делать в этой ситуации? Среди возможных подходов к решению поставленной проблемы можно выделить два:
1. Перевод ценностей образования как элемента содержания образования в рабочие цели учителя и в цели деятельности образовательного учреждения в терминах, допускающих их критериальную диагностику по характеристикам образовательного процесса.
2. Разработка системы оценки качества процессуальных характеристик образования, ориентированного на формирование ценностных ориентаций и нравственного поведения подрастающего поколения.

Каковы приоритеты государства?

Проблемы формирования в общественном сознании новых ценностей и смыслов, определяющих перспективы самого существования этого общества, – это вызов сегодняшней системе образования, ее ценностям и целям. Непонимание или недооценка значения этой связи приводит к методологическим ошибкам в разработке стратегии образования, когда во главу угла ставятся проблемы, в основе которых лежат противоречия самой системы или проблемы тех структур, для которых сфера образования выполняет роль ресурсного обеспечения: экономики или высшей школы.
Мало заявить, что «образовательная политика выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает общенациональный характер». Необходимо способствовать созданию вокруг школы нравственно здоровых «дружественных сред», имеющих реальные возможности помогать школе в выполнении ее миссии.
Мало провозгласить в качестве основного направления модернизации образования «достижение нового его качества, соответствующего потребностям общества и мировым стандартам качества». Необходимо открыто и ясно заявить о приоритетах государства в том комплексе планируемых результатов образования, которые определяют это качество. Подготовка в вуз и создание условий для полноценного воспитания ребенка в школе – это, к сожалению, сегодня не всегда совпадающие результаты образования. Нельзя превращать школу в сферу услуг, у нее свои задачи, связанные прежде всего с воспитанием Гражданина и Человека. Именно эти цели в наибольшей степени отвечают интересам личности, общества и государства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru