Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СТРАНА – КАНИКУЛЫ!
 

Ирина ПЕРЕСЕЦКАЯ,
руководитель отдела молодежных программ
московского клуба путешественников «Робинзонада»

Робинзонада в городе

Это путешествие особого рода. Но организовать его учителю вполне по силам

Третья четверть в разгаре, но заядлые путешественники уже вовсю обсуждают со своими классными руководителями запланированные на каникулы поездки: куда отправиться на этот раз, что взять с собой, как организовать интересную программу. На счастливчиков с завистью поглядывают "невыездные" классы. Их классные руководители вывезут в лучшем случае в местный музей: на дальнюю поездку нет сил и времени, денег и желания. А может, просто боязно. В чужой город с такой оравой детей… На самом деле это не так страшно и хлопотно, как кажется на первый взгляд. Особенно если принять к сведению советы бывалых педагогов-путешественников.

Самый простой способ – обратиться в туристическую компанию, которая с огромным удовольствием возьмется за любой заказ. Проблема в том, будет ли эта поездка интересной и необычной именно для ваших ребят, сможет ли такая поездка решить поставленные вами воспитательные и коммуникативные задачи, или это будет еще одна (качественно или не очень качественно организованная) поездка из разряда «Посмотрите направо, посмотрите налево…».
Есть другой способ – попробовать организовать экскурсионную поездку самим. Это требует, конечно, большего времени, сил и энергии на подготовку, но и отдача от такой поездки гораздо больше. В московском клубе путешественников «Робинзонада» мы называем такие поездки городской робинзонадой.
Так с чего же начать? Решить, куда ехать, и начать подготовку.

Куда ехать?

При выборе места поездки на весенних и осенних каникулах я всегда пользуюсь следующими правилами:
это один город, а не турне по городам (когда все смешается и в памяти ничего не останется);
это русский город с богатой историей (во-первых, наши дети мало знают и ценят красоту русских городов, а во-вторых, не связываешься с визами и загранпаспортами, в-третьих, заметно дешевле);
удобно, если место проведения поездки находится недалеко от места жительства (не тратится много времени на дорогу, каникулы-то маленькие);
удобно, если вы в этом городе уже бывали раньше (проще понять, как спланировать программу).

Организация

Определившись с местом проведения городской робинзонады, дальше необходимо предпринять следующие шаги.
Подумать о месте жительства. Этим вопросом лучше заняться за месяц до отъезда. Можно забронировать гостиницу или какое-нибудь общежитие напрямую (в Интернете можно найти всю информацию), можно найти туристическую фирму в этом городе – они помогут (что дешевле, а главное эффективнее, чем московская фирма). Принципиально, чтобы жилье было в центре города и, если приходится жестко экономить деньги, была бы кухня для приготовления пищи.
Отобрать и подготовить детей к поездке. Очевидно только одно условие – не брать детей, в которых вы не уверены. Перед отъездом каждый участник поездки сдает за личной подписью основные правила техники безопасности нахождения в незнакомом городе:
выходить в город не по одному (минимум по двое), поставив в известность руководителей; иметь при себе визитку, часы и мобильный телефон; соблюдать правила дорожного движения; вызывающе не одеваться и агрессивно себя не вести.
Подготовить обеспечение программы. Вот список того, с чем гораздо проще провести программу:
визитка. Это карточка со следующей информацией: фото и ФИО участника; адрес и телефон базы, где будете жить; ФИО и телефон руководителя; сотовый телефон; карты города (по 2–3 на команду в 6 человек); литература по истории и архитектуре города; канцелярские принадлежности, конверты, грамоты; блокноты в твердой обложке, ручки для каждого участника.

Поехали...

И вот вы на платформе. Трогается поезд (автобус, электричка). За несколько часов пути можно (и нужно) успеть сделать многое. Раздать ребятам блокноты и ручки, чтобы настроить их на деловой лад. А чтобы “погрузить их в проблему”, раздать анкеты следующего содержания: ты один в городе – плюсы и минусы; что необходимо тебе в незнакомом городе; какие объекты в нем тебе интересны. За время заполнения анкет необходимо разделить ребят на команды по 5–8 человек. Если дети достаточно взрослые (8–9 класс), можно обойтись без взрослых (хотя помощник никогда не помешает), а вот детям помладше необходим взрослый на команду.
После прибытия, расселения и питания команды получают первое задание: по имеющейся у них карте центра города пройти обозначенный маршрут, записать, что попалось интересного по пути, и в точно назначенное время (!) встретиться всем вместе. Вечером каждого дня обязательно должно быть подведение итогов – дети должны понять, зачем и как они выполняли задания. А педагоги – какие возможны проблемы и в связи с кем из ребят.
Дальше программа может быть выстроена в зависимости от ваших планов, но о некоторых основных моментах лучше не забывать.

Изучение истории города

Как же самим можно изучать город? В первый день после изучения нескольких центральных площадей и улиц вечером можно провести простую викторину по этим местам. Во второй день каждая команда в своем задании получает участок древнего города, по которому должна в последующие дни провести экскурсию для всей группы. При этом интересно на вторую половину дня оставить посещение краеведческого музея или музея истории города (все найдут необходимую для подготовки экскурсии информацию).
На третий день интересно провести самодеятельную экскурсию по центру города (по тем участкам, которые были выданы для изучения командам). Конечно, ребятам трудно что-то рассказывать толпе в 25 человек, но общий настрой ребят, поведение, искренняя заинтересованность и личное участие в происходящем во многом помогают провести это рискованное мероприятие. Ребят обычно вдохновляет еще и то, что вечером проводится конкурс знатоков города (лучше с призами). Интересно на самодеятельную экскурсию пригласить местного экскурсовода, посвятить его в проблему, чтобы он прокомментировал выступления ребят, дополнил и провел экскурсию по интересным местам, не вошедшим в детскую экскурсию. Как показывает опыт, местные экскурсоводы делают это с удовольствием.
Таким образом, за три дня каждый участник программы проходит (и не один раз) исторический центр города, ориентируется в нем по карте, посещает музей истории города, изучает краеведческую литературу, сам проводит экскурсию, участвует в двух викторинах.
В дальнейшем командам можно предложить следующие задания:
– найти свое (!) самое интересное место города;
– самим продолжить изучение исторических мест города: подняться на звонницу, посетить один из его музеев, еще раз пройти по его территории.
Ряд заданий для закрепления может включать в себя трасса городского ориентирования, которая требует особого описания.

Ориентирование в городе

Не секрет, что в теории выживания в природе ориентирование на местности играет одну из ведущих ролей. Ты должен себе четко представлять, где ты находишься, и выйти, куда нужно. Для этого необходимо научиться пользоваться картой и компасом, ориентироваться по звездам и Солнцу... Казалось бы, в городе все проще: если у тебя есть карта – ты сориентируешься, если ее нет – спросишь у прохожих. Но этому тоже надо учить: опыт показывает, что далеко не каждый ребенок, взяв карту и “привязавшись” к местности, может прийти куда надо.
Основная цель здесь – научить ребенка ориентироваться в незнакомом городе: понимать, где он в данный момент находится и каким образом ему попасть в нужную точку. Предлагаю несколько практических советов:

1) побольше ходить по городу, обязательно имея при себе карту;
2) вечером отметить на карте маршрут, по которому ты ходил;
3) менять штурманов команд, чтобы каждый поработал с картой;
4) давать командам разные карты (разные издания, разный масштаб);
5) частые привязки к “местности”;
6) дойти куда-то без карты, расспрашивая людей.

Итогом всей этой работы могут стать соревнования по городскому ориентированию. Правила таковы: есть 20 КП (контрольных пунктов). Команда должна найти как можно больше КП за два часа контрольного времени, при этом она может делиться на патрули (не менее двух человек в каждом). Результат оценивается по количеству КП, пройденных хотя бы одним патрулем из команды. Если два патруля команды берут одно и то же КП, то засчитывается один раз. Все КП имеют свою стоимость – от 5 до 25 баллов (в зависимости от сложности поиска). Если команда не укладывается в контрольное время, то каждая минута опоздания стоит ей одного балла штрафа.
КП – это некоторое задание, для выполнения которого необходимо появиться в конкретной точке города. Например: что находится в доме № 12 по улице Ленина, старые названия улицы Октябрьская, записать годы жизни Некрасова (смотри его памятник), что написано на часовне Александра Невского и т.д. Таким образом, запоминаются не только расположение улиц и объектов города, но и некоторые конкретные факты.
После получения заданий командам дается 10 минут на разработку тактики, и только после этого дается старт патрулям с интервалом в две минуты. Старт и финиш удобно делать в здании Главпочтамта (там тепло, много места и можно всем общаться, и, как правило, он находится в центре города). На финише патрули сдают зачет по пройденным КП.
Результатом этого упражнения будет то, что все без исключения дети (!) узнают центр города уже без карты и смогут свободно там ориентироваться.

Средства связи

Если ты потерялся или тебя потеряли в незнакомом городе, то необходимо «найтись». И для этого существуют разные средства связи. Расспросите детей, и вам станет понятно – если у двоих потерявшихся нет с собой двух сотовых телефонов, то они не найдутся. Так что же делать?
Связь со штабом. У штаба, то есть у вас, должен быть мобильный телефон. Каждый день у каждой команды одним из заданий значится связаться с вами в указанный промежуток времени. Этот промежуток времени с каждым днем уменьшается, и при этом команда всякий раз оказывается в разных местах города. Ребята обычно находят свое решение этой проблемы: кто-то позвонит с сотового телефона, кто-то воспользуется жетонами междугородной связи, кто-то закажет междугородный разговор. То, что оговорено четкое время для звонков, приводит к достаточной пунктуальности в общих встречах группы. И еще: от этих звонков вам становится гораздо спокойнее.
Отправка письма себе домой. Каждый участник на обратном пути получает открытку с видом города и предложение написать письмо себе самому с рассказом о том, как он отдохнул. Во-первых, это повод вспомнить свой домашний адрес. И во-вторых, по прошествии недели, когда письмо найдет адресата, а ребята уже будут учиться, – вспомнить, что недавно были каникулы и как нам было хорошо. Проблема, оказывается, в одном: многие не знают своего точного домашнего адреса.

И еще несколько мелочей

Если у вас хватит сил, есть еще несколько идей:
провести фотоконкурс, снимки напечатать во время поездки, провести тайное голосование и наградить по нескольким номинациям победителей. А по возвращении домой вы получаете оформленные фотоматериалы;
организовать задания с отправкой писем до востребования;
вместе с заданием каждый день в своем конверте команда может получать еще и некоторую сумму денег. Ребята сами должны рассчитать, сколько и на что потратить, а вечером на подведении итогов предоставить финансовый отчет.
Последний вечер, как правило, всегда особо запоминается. Можно постараться создать атмосферу праздника, поздравить всех ребят и наградить.

Адрес клуба в интернете: www.robinzonada.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru