Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
 

Александр НОРКИН

Командный подряд

Учимся включать компьютер. В учебный процесс

Недавно министр Фурсенко пообещал подключить все учебные заведения к интернету, довести число компьютеров до одного на тридцать учеников.
Но как «оживить» компьютерное железо, включить его в учебный процесс?
«Первое сентября» уже писало о проекте «Информатизация системы образования» (ИСО), стартовавшем в прошлом году по инициативе Министерства образования и науки и при поддержке Всемирного банка. Именно этот проект, по замыслу разработчиков, должен сделать информатизацию движущей силой образования.

Что нужно, чтобы информатизация школы подняла качество образования в ней? Международный опыт показывает: для этого необходимо, чтобы на переподготовку учителей и учебно-методические материалы тратилось в два раза больше, чем на сами компьютеры. Иначе говоря, нужно выстраивать целую систему поддержки информатизации школы. Именно ее и хотят создать разработчики проекта ИСО.
«Базовый элемент» системы – школьная команда. В семи пилотных регионах (Республика Карелия, Красноярский, Ставропольский, Пермский и Хабаровский края, Калужская и Челябинская области) команд будет около шести тысяч – по числу школ. В составе команды – директор школы, его заместитель по информатизации (если такой есть), учитель информатики, педагоги-предметники, чаще других использующие ИК-технологии. В общей сложности человек пять–семь. Школьные команды должны стать главными проводниками информатизации в своем учебном заведении.
Помогать командам будут 232 межшкольных методических центра (ММЦ). Центры будут проводить курсы повышения квалификации, давать технические и методические консультации, устраивать конкурсы педагогических инициатив и выдавать гранты их победителям.
И наконец, в каждом пилотном регионе будет открыт региональный координационный центр (РКЦ). Он выступает оператором проекта ИСО, организуя деятельность на местах – в городах и районах.
В итоге инфраструктура поддержки проекта ИСО выглядит следующим образом: федеральная группа реализации проекта, созданная в Национальном фонде подготовки кадров, – региональные координационные центры – межшкольные методические центры – школьные команды. А уже школьная команда втягивает в работу остальных членов педагогического коллектива.

Программы информатизации

Первая задача школьных команд – разработать программы информатизации своих учебных заведений (или программы их развития, где информатизация – составная часть). Участники команды должны сформировать некий орган, который будет определять цели и решать организационные вопросы. Например, это может быть школьный совет по информатизации, в который войдут учителя, родители и старшеклассники. Так информатизация постепенно станет общешкольным делом.
Уже в начале 2006 года межшкольные методические центры (ММЦ) проведут первые семинары для членов школьных команд: как организовать проектную работу в школе, как использовать компьютерные технологии в управлении образовательным процессом. В дальнейшем семинары будут постоянными: обмен опытом, получение дополнительных сведений, корректировка планов. А в промежутках между семинарами члены школьных команд смогут получать необходимые консультации членов муниципальной методической группы и сотрудников ММЦ через интернет прямо на рабочем месте.

Новые учебные материалы

Вторая задача школьных команд – освоение новых цифровых образовательных ресурсов, разработанных специально под проект ИСО. Нужно будет понять, какие педагогические задачи можно решать с их помощью, и отобрать те, которые необходимы школе. Работе с новыми учебными материалами будет посвящена отдельная серия семинаров. Вести семинары будут участники региональных и муниципальных методических групп, авторы-разработчики цифровых ресурсов, представители учебных издательств и софтверных компаний. Методисты ММЦ также организуют «горячую линию» по вопросам использования новых информационных продуктов.
Когда завершится обучение, школьным командам предстоит главное – внедрить цифровые образовательные ресурсы в учебный процесс. Придется работать со всеми учителями-предметниками своей школы, убеждать, помогать, обучать, консультировать.
Другое важное дело – сбор отзывов об образовательных ресурсах. Именно школьные команды должны сводить их воедино и обсуждать на семинарах в ММЦ, встречах с авторами и издателями, форумах в интернете.

Формирование сетевых сообществ

Российская школа во многом живет по бюрократическим законам. Сверху – директивы, снизу – отчеты об исполнении. Не случайно часто говорят, что учительство разъединено, нет эффективно действующих профессиональных ассоциаций, механизмов обмена опытом.
Вывод прост: нужно поощрять сетевые педагогические сообщества. Информационные технологии здесь незаменимы: общение он-лайн, рабочие контакты, реализация самых разных начинаний через интернет. Именно поэтому в проекте ИСО придается особое значение деятельности всевозможных педагогических форумов.
Основным мотором самоорганизации должны стать опять же школьные команды. Они будут нуждаться в дополнительной информации, в изучении чужого опыта и чужих ошибок. Далеко не всегда им смогут помочь консультанты из ММЦ или РКЦ: невозможно заранее подготовить рекомендации на все случаи жизни. Важнейшим источником роста профессиональной компетентности станет опыт коллег – из соседней школы, соседнего города или региона.
Предполагается, что школьные команды будут поддерживать сайт своего учебного заведения, размещать на нем информацию о своих достижениях и открытиях, общаться с коллегами на форумах и в чатах. Возможно, из этого возникнут партнерские связи школ, педагогических объединений и отдельных специалистов.
Административный ресурс
Школьная команда – неформальное объединение, не встроенное в иерархическую систему управления школой. Помимо очевидных преимуществ такой статус порождает и ряд трудностей. Прежде всего это проблема взаимодействия с администрацией школы.
Если в состав школьной команды входит директор или если он очевидно заинтересован в ее деятельности, проблема снимается. Если же руководство школы не поддерживает усилия команды, практически неизбежна скрытая или явная конфронтация.
Создание команд во всех школах пилотных регионов – рекомендация проекта ИСО. Никаких нормативных документов, обязывающих сами школы или власти на местах создавать такие команды, нет. Тем более нет никаких положений, регламентирующих деятельность школьных команд, устанавливающих их «функционал», порядок взаимодействия с администрацией etc. Есть рекомендации, советы, ссылки на опыт.
Помимо уже упоминавшихся конкурсов педагогических инициатив, предусматривающих грантовую поддержку победителей, весьма эффективной формой мотивации является приобретение ноутбуков для всех директоров школ пилотных регионов за счет средств проекта. Причем на каждом ноутбуке установлено специальное программное обеспечение, существенно облегчающее процесс управления школой: составление расписания, учет педагогических кадров и контингента учащихся, контроль успеваемости и т.д. Чтобы получить такой дорогой подарок, каждому директору придется пройти специальное обучение в ММЦ вместе с членами своей школьной команды.
Тем не менее представители федеральной проектной группы не исключают, что в каком-то проценте из шести с лишним тысяч учебных заведений школьные команды так и не будут созданы. Еще более вероятна другая опасность: создать команду для галочки, чтобы отчитаться перед вышестоящим начальством о выполнении требований федерального проекта и благополучно о нем забыть. Судя по уже поступающей с мест информации, многие директора вместо себя делегируют в состав школьной команды завуча, осторожно дистанцируясь от новой, непонятной пока деятельности.
Выжидательная позиция руководителей школ вполне объяснима. Они пережили немало амбициозных федеральных программ и проектов, обернувшихся на практике пустым звуком. Убедить их могут конкретные дела, реальные преимущества. Тогда любой директор признает: лишь команда педагогов-единомышленников, профессионалов своего дела, сможет то, что не под силу приказам и инструкциям – по-настоящему изменить школу.

ПРОЕКТ ИСО: ПРИГЛАШЕНИЕ К УЧАСТИЮ

Проект ИСО не ограничивается семью пилотными регионами. Напротив, одна из задач проекта – вовлечение в деятельность по информатизации образования максимального числа субъектов Федерации.
Поэтому в рамках проекта запланировано проведение серии конкурсов для регионов России на получение целевого финансирования.

Первый в этой серии – конкурс на организацию обучения базовой ИКТ-компетентности работников образования. Он проходит в конце января – феврале 2006 г.
В результате конкурса предполагается отобрать тринадцать регионов, на территории которых будет организовано повышение квалификации в области ИК-технологий трех категорий слушателей: учителей, администраторов (руководителей школ и сотрудников муниципальных органов управления образованием) и школьных библиотекарей.

В апреле 2006 г. состоится конкурс на распространение регионального опыта информатизации образования. Пятнадцать субъектов Федерации получат грант на тиражирование своих наработок в данной сфере – например, модели модернизации методической службы или схемы организации интернет-обучения школьников. В результате передовой педагогический опыт станет достоянием всех заинтересованных регионов, муниципальных образований, учебных заведений.

В 2007 году будет проведен конкурс на внедрение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов, разработанных в рамках проекта.
Регионы – участники конкурса должны будут представить свои предложения по организации практического использования новых учебных материалов в повседневной деятельности школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru