Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
С приходом детей в школу для большинства
родителей начинается самый напряженный период.
Как показало исследование, в это время резко
возрастает число обращений матерей к детскому
психологу. Причем наибольшее число обращений
составляют проблемы в учебной деятельности (32
процента от общего количества жалоб). В статье
Е.Смирновой и Т.Кошкаревой «Психологический
анализ материнских жалоб» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»,
№ 6 за 2005 год) подробно рассказывается о том,
с какими конкретно жалобами приходят мамы в
Центр психолого-медико-социального
сопровождения детей и подростков и как меняется
содержание этих жалоб к моменту перехода в
среднюю школу.
Ученые провели эксперимент, в котором
исследовалось реальное взаимодействие матери и
ребенка в ситуации, близкой к учебной
деятельности. Оказалось, что практически все
родители проблемных школьников выбирают
неэффективные стратегии взаимодействия со
своими детьми. В статье описаны типы этих
неудачных стратегий. Общим для большинства из
них является преобладание рациональных
установок в отношении к ребенку, стремление все
делать «правильно», доминирование
объяснительного стиля материнского поведения.
Многие подводные камни школьной жизни
становятся очевидными при сопоставлении позиций
педагогов, детей и родителей. Особенно если эти
позиции выявляются в ходе большого
социально-педагогического обследования, как это
произошло в школе Старого Оскола.
Исследование показало, что взгляды детей и
педагогов на многие вещи существенно расходятся.
К примеру, одиннадцатиклассники гораздо меньше
своих классных руководителей верят в то, что их
образовательное учреждение в будущем может
стать школой творчества. В профессиональной
деятельности ученики одиннадцатых классов
отдают предпочтение сфере «человек–человек»,
тогда как классные руководители видят их совсем
в другой области.
Процедура и результаты исследования подробно
описаны в статье Г.Селевко
«Социально-педагогическое обследование в школе»
(«ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2005 год).
«Защита», «Эстафета», «Путешествие», «Ролевая
игра», «Город», «Калейдоскоп», «Звезда», «Бой» –
так называются заданные в общем виде примерные
варианты развития коллективного творческого
дела. Или, по определению доктора педагогических
наук Г.Ксендзовой, семь основных конструкций, на
основе которых создаются КТД. Подробный рассказ
об этом с множеством ярких оригинальных
примеров, можно прочитать в статье Ксендзовой «Организация
совместных творческих дел – способ стабилизации
отношений сотворчества в начальной школе»
(«ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 6 за 2005 год).
Автор раскрывает суть различных этапов создания
художественных, трудовых, спортивных, этических
и других коллективных творческих дел, описывает
важные педагогические принципы и конкретные
приемы, дает практические рекомендации, как
более продуктивно действовать на разных этапах.
Например, на этапе анализа задача педагога не
столько высказать свое мнение, сколько
сбалансировать положительные и отрицательные
высказывания школьников.
Можно ли узнать учителя в повседневной жизни?
Такой вопрос был задан в ходе исследования,
проведенного сотрудниками кафедры педагогики и
психологии Курского государственного
университета. Результаты исследования показали,
что 71 процент опрошенных легко узнают учителей, 13
процентов могут сделать это лишь иногда, и лишь 16
процентов респондентов отметили, что этого
сделать не могут. Обобщив данные исследования,
ученые составили три собирательных портрета
учителя, которые существуют в коллективном
обыденном сознании. Детальное описание
положительного, отрицательного и нейтрального
образов приводится в статье кандидата
педагогических наук Л.Духова «Исследование
субкультуры учителя» («НАУКА И ШКОЛА», № 6 за 2005
год).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|