Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

С приходом детей в школу для большинства родителей начинается самый напряженный период. Как показало исследование, в это время резко возрастает число обращений матерей к детскому психологу. Причем наибольшее число обращений составляют проблемы в учебной деятельности (32 процента от общего количества жалоб). В статье Е.Смирновой и Т.Кошкаревой «Психологический анализ материнских жалоб» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 6 за 2005 год) подробно рассказывается о том, с какими конкретно жалобами приходят мамы в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков и как меняется содержание этих жалоб к моменту перехода в среднюю школу.
Ученые провели эксперимент, в котором исследовалось реальное взаимодействие матери и ребенка в ситуации, близкой к учебной деятельности. Оказалось, что практически все родители проблемных школьников выбирают неэффективные стратегии взаимодействия со своими детьми. В статье описаны типы этих неудачных стратегий. Общим для большинства из них является преобладание рациональных установок в отношении к ребенку, стремление все делать «правильно», доминирование объяснительного стиля материнского поведения.

Многие подводные камни школьной жизни становятся очевидными при сопоставлении позиций педагогов, детей и родителей. Особенно если эти позиции выявляются в ходе большого социально-педагогического обследования, как это произошло в школе Старого Оскола.
Исследование показало, что взгляды детей и педагогов на многие вещи существенно расходятся. К примеру, одиннадцатиклассники гораздо меньше своих классных руководителей верят в то, что их образовательное учреждение в будущем может стать школой творчества. В профессиональной деятельности ученики одиннадцатых классов отдают предпочтение сфере «человек–человек», тогда как классные руководители видят их совсем в другой области.
Процедура и результаты исследования подробно описаны в статье Г.Селевко «Социально-педагогическое обследование в школе» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2005 год).

«Защита», «Эстафета», «Путешествие», «Ролевая игра», «Город», «Калейдоскоп», «Звезда», «Бой» – так называются заданные в общем виде примерные варианты развития коллективного творческого дела. Или, по определению доктора педагогических наук Г.Ксендзовой, семь основных конструкций, на основе которых создаются КТД. Подробный рассказ об этом с множеством ярких оригинальных примеров, можно прочитать в статье Ксендзовой «Организация совместных творческих дел – способ стабилизации отношений сотворчества в начальной школе» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 6 за 2005 год).
Автор раскрывает суть различных этапов создания художественных, трудовых, спортивных, этических и других коллективных творческих дел, описывает важные педагогические принципы и конкретные приемы, дает практические рекомендации, как более продуктивно действовать на разных этапах. Например, на этапе анализа задача педагога не столько высказать свое мнение, сколько сбалансировать положительные и отрицательные высказывания школьников.

Можно ли узнать учителя в повседневной жизни? Такой вопрос был задан в ходе исследования, проведенного сотрудниками кафедры педагогики и психологии Курского государственного университета. Результаты исследования показали, что 71 процент опрошенных легко узнают учителей, 13 процентов могут сделать это лишь иногда, и лишь 16 процентов респондентов отметили, что этого сделать не могут. Обобщив данные исследования, ученые составили три собирательных портрета учителя, которые существуют в коллективном обыденном сознании. Детальное описание положительного, отрицательного и нейтрального образов приводится в статье кандидата педагогических наук Л.Духова «Исследование субкультуры учителя» («НАУКА И ШКОЛА», № 6 за 2005 год).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru