Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
рубрика

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

Елена ГРИГОРЬЕВА

У книжной полки

А.А.ЛОБАНОВ.
Основы профессионально-педагогического общения. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Несмотря на название, книга читается легко. После краткого знакомства с теорией мы погружаемся в мир детства. Большинство рассказов автора сопровождается яркими примерами из детской художественной литературы и педагогической публицистики. Размышляя над книгой, можно попутно составить список книг, которые будет интересно и полезно прочесть, чтобы лучше разбираться в дебрях общения. Список этот многогранен: среди цитируемых авторов – Н.Носов, А.Алексин, Е.Габова, В.Распутин, Ф.Искандер, А.Лиханов и другие. На примерах их произведений автор разбирает уровни общения педагогов со своими подопечными. Даже такой серьезный раздел, как «Использование трансактного анализа в педагогическом общении», изобилует подобными примерами.
Не секрет, что и дети, и взрослые манипулируют друг другом для достижения цели. Автор выделяет разные виды манипуляции, раскрывая сущность каждого и сопровождая примерами. Затем в том же тоне описываются типы манипуляторов (активный, пассивный, безразличный, соревнующийся), подробно анализируются их действия и причины достижения результата.
Хочется остановиться на уровнях общения ребят и учителей. Помимо манипулятивного А.А.Лобанов выделяет примитивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой и духовный уровни общения. Как утверждает автор, ни одному уровню нельзя дать однозначную оценку. Главное – вникнуть в слова собеседника и подобрать нужные слова для ответа.

Андрей ЕХНО,
кандидат педагогических наук

А.В. ММУДРИК.
Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Книгу сначала берешь с опаской: уж очень название напоминает учебник. Но фамилия автора помогает преодолеть сомнения: на его лекции учителя при любой возможности валят валом. К тому же, начав листать, быстро убеждаешься, что у тебя в руках не специально написанный учебник, а скорее сборник из статей и докладов последних лет, из глав других книг автора по воспитанию, общению, социальной педагогике.
Оглавления выглядят заманчиво для учителя-практика («Возрастной подход в воспитании», «Личность как жертва социализации», «Реализация себя в общении», «Умение говорить, слушать и сотрудничать», «Воспитание в нестабильном обществе», «Слова умеют мстить», «Все тайное…» – это лишь небольшая часть). Внимательный читатель узнает о потребностях и особенностях детей разного возраста. О том, как именно с каждым годом (а у малышей с точностью до полугодия) изменяются нормы общения, как меняется содержание разговоров. Подробно описаны особенности общения в семье, со сверстниками (например, о подростках: «Содержание разговоров мальчиков и девочек более доверительное, чем разговоры на те же темы сверстников одного пола»). Вообще гендерному аспекту воспитания в книге уделено довольно много внимания. И это тоже выгодно отличает книгу от многих других пособий по воспитанию. Автор считает, что воспитание в духе «унисекс» провоцирует множество проблем. Ведь «от мальчиков ожидают самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания, а от девочек – ответственности, хороших манер, послушания. Удовлетворить эти ожидания весьма непросто… И различия в проблемах требуют различия в индивидуальной помощи и ее способах». Тут же даются примеры использования гендерного подхода в педагогической работе конкретных школ.
«Психология и воспитание» – книга не только о детях, но и о проблемах взаимодействия детей с обществом, с учителями. По мере чтения начинаешь иначе видеть, казалось бы, очевидные школьные процедуры. Например, «недопустимы попытки педагогов охарактеризовать своих воспитанников своим отношением к ним… Даже положительная оценка, даже действительно истинная оценка все равно оказывается глубоко несправедливой в контексте и в перспективе жизни старшеклассника». Со многими положениями автора хочется или согласиться, или поспорить, выискивая аргументы в своей учительской практике.
Зато тем, кто хотел бы получить подробные указания о том, как правильно воспитывать школьников сегодня в России, эта книга пригодится едва ли. Автор в одной из глав объясняет, что воспитание в нестабильном обществе само представляет острейшую социальную проблему. Сейчас как раз и идут поиски ответов на вопрос: в каком направлении и как воспитывать? У меня сложилось впечатление, что автор и издатели рассчитывали, что каждый читатель сделает хоть небольшой самостоятельный шаг в этом направлении.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru