Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Наталья ЛОГИНОВА, заместитель директора старшей школы гимназии «Универс»
Красноярск

Требуется классный советник

Красноярский опыт самоопределения старшеклассников

Чтобы планы на будущее оказались более или менее успешными, нужны умения, которые не формируются в ходе одного классного часа или психологического тренинга. Это многолетняя педагогическая работа, особым образом организованный учебный процесс, как, например, в красноярской гимназии "Универс".

Школа должна создать условия для профессионального самоопределения учеников. Но как устроить старшую школу так, чтобы каждый старшеклассник мог самостоятельно и независимо определить цели и сделать выбор?
В нашей гимназии профориентационная работа строится по линии сопровождения индивидуальных образовательных программ старшеклассников.
Каждый подросток выбирает уровень изучения предмета, профильную лабораторию, дипломную работу, социальную практику, предмет искусства.
В образовательном пространстве старшей школы есть специальные места, называемые Сессиями по коррекции индивидуальных планов. Это площадки диалога со взрослыми, со сверстниками по поводу возможного будущего. Старшеклассники ставят цели, рефлексивно относятся к своим ресурсам и возможностям, к действиям.
Для понимания того, к чему надо быть готовым, чему надо научиться в школе, что взять, что успеть сделать, проводятся серии встреч с преподавателями вузов, с выпускниками-студентами, выпускниками – высококлассными специалистами. Специфику профессиональной деятельности раскрывает серия встреч в рамках клуба «Мир профессий».
Каждый старшеклассник получает опыт социальной практики, пробует себя в той или иной профессии, например, в качестве журналиста школьной газеты, участника экологической экспедиции, педагога, медицинского работника, работника торговли, предпринимателя и т.д.
В связи с этим важнейшей стороной профориентационной работы становится анализ динамики образовательных ориентаций старшеклассников. Надо понимать тенденции, видеть изменения первоначальных планов. Для этого мы ввели у себя в гимназии должность классного советника.
Классный советник имеет другие обязанности, нежели классный руководитель. Он не занимается воспитанием класса, не ведет журнала.
Главная обязанность классного советника – ведение индивидуального проекта по оказанию поддержки ученикам. Он обсуждает со старшеклассниками их движение по реализации индивидуальной образовательной программы, изменения в учебном плане, обдумывает последствия изменений и их значение. На основе реальных проблем, трудностей и успехов школьников он планирует свою работу. И так же, как все, выносит ее на общее обсуждение во время сессий.
Таким образом, мы создаем реальную практику индивидуального планирования собственной деятельности в условиях коллектива.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru