Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

Владимир СЕВРЮГИН,
Василий КРАЮХИН

За журнальным столом

Сегодня часто говорят о «кризисе отцовства». И преподносят этот кризис как нечто исключительное, не связанное с объективными обстоятельствами нашей жизни. А что по этому поводу думают психологи-профессионалы?
«Это не кризис в обычном понимании слова, – пишет известный специалист И.Кон в статье «Отцовство как социокультурный институт» («ПЕДАГОГИКА», № 9 за 2005 год). – Это часть долгосрочного процесса переосмысливания привычного гендерного порядка. Который нужно изучать во всей его сложности и многогранности».

Маленькая деталь, из которой можно сделать серьезные выводы: в школьном словаре не прижилось слово «педагог». Да и обращение «учитель» непосредственно в учительской или в классе услышишь редко: разве что «учитель математики» или «учитель географии». С нажимом на второе слово.
«Целые поколения студентов считают, что в педвузах готовят физиков, математиков, историков, – рассказывает в статье «Педагогика, которую мы преподаем», Н. Коршунова. – То есть преподавателей той или иной науки, а вовсе не педагогов.
Между тем педагог-профессионал, как отмечает Н.Коршунова, «в отличие от специалиста в определенной предметно-дисциплинарной области – это учитель, для которого учебный предмет является средством и «площадкой» для развития способностей школьников».

Что нужно для того, чтобы решиться написать учебник? Одни скажут – звание членкора или академика, другие – два десятка лет работы в школе, третьи – умение компилировать и добротный литературный язык. У И.Костенко, автора статьи «Вузовские учебники математики: узел проблем», свой ответ на этот вопрос. Причем ответ настолько универсальный, что И. Костенко пишет и о школьных учебниках по всем естественно-научным дисциплинам.
«Чтобы написать учебник, – приводит Костенко слова замечательного математика Н.Лузина, – необходим опыт глубокого научного анализа тех иллюзий и заблуждений, которые зарождаются в уме учащихся, которые раскрываются в их неверных проверочных ответах и источником которых является неверная оценка их умом тех или других элементов обыденной жизни».

Преподавание классики в школе – тема неисчерпаемая. Но кроме общекультурного измерения, она имеет и чисто практическое: для многих сотен тысяч выпускников экзамен по литературе становится нешуточным испытанием.
«Зачем современному подростку «Евгений Онегин»? – задается вопросом в одноименной статье учительница И.Кленицкая («ОТКРЫТАЯ ШКОЛА», № 5 за 2005 год).
«Есть классические произведения, которые уже не вызывают у современного читателя непосредственного отклика, – пишет Кленицкая. – Что же касается вопроса об экзамене по литературе, то беда вовсе не в беспомощных сочинениях, а в темах, которые предлагаются. Со многими из них могут справиться – без списывания – единицы. Выход предельно прост: пусть темы сочинений будут нацелены на знание и понимание текста, психологии и характеров героев, наличие собственного отношения к ним. Такая, например: «Жалко ли мне Онегина?».

Дальтон-технология. Что это такое? Наверное, что-нибудь из опыта работы в специальных классах, подумает читатель. А на самом деле Дальтон – это небольшой город в американском штате Массачусетс. Здесь девяносто лет назад психолог Хелен Паркерхерст придумала, как «объединить деятельность учителя и учащихся в достижении индивидальных целей обучения» в так называемый «Лабораторный план».
Опытом школы в Дальтоне воспользовалась В.Декельбаум, педагог из школы № 17 города Омска. И написал статью в журнал «УЧИТЕЛЬ» (№ 6 за 2005 год): «Дальтон-технология: из опыта работы учителя».
По Дальтон-технологии школьники 11 классов гуманитарного профиля выполняли задания по теме “Человек” соответственно учебным предметам: биологии, истории, литературы, обществознания. Им предлагалось выбрать форму занятий: индивидуальную, парную, в малой группе, самостоятельно сформулировать тему своего выступления, отметить спорные моменты и моменты, в которых они не уверены.
«Работа оказалась настолько эффективной, – пишет В.Декельбаум, – что в конце года, готовя зачет по циклу гуманитарных предметов, четверо ребят, ориентированных на педагогическую профессию, изучили все имеющиеся по Дальтон-технологии материалы и провели цикл занятий с пятиклассниками по теме “Басни И.А.Крылова”».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru