Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА

Казалось бы, зачем рассказывать об уроке, где до заявленной темы дело так и не дошло? Ну конечно, не затем, чтобы покритиковать.
А в надежде на то, что читатели в конце концов увидят: образовательное пространство возникает не тогда, когда учитель, уткнувшись в свой конспект, вытягивает из учеников правильные ответы.
А тогда, когда он создает такие ситуации на уроке, что дети начинают импровизировать.
Без оглядки на учебную тему.
А чтоб творческая атмосфера возникла, не надо жалеть времени урока на всякие якобы мелочи: упражнения-импровизации, разминки, эстафеты. Потому что игра – это добровольность, это дисциплина, деловой азарт, фантазия, внимание к товарищам... То есть то, без чего никакого “развивающего обучения” нет и быть не может.
Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

 

 

 

Ирина КУРКИНА,
кандидат медицинских наук,
специалист по дошкольному образованию
Рассказ записала Мария ГАНЬКИНА

До росчерков так дело и не дошло

Хроника одного открытого урока

Это был 1994 год, 16 февраля.
Я в числе других гостей приехала в Лыткаринский детский сад увидеть своими глазами, как работает Евгений Евгеньевич Шулешко.
Нулевой класс. Урок посвящен какому-то новому росчерку. У каждого на столе лист бумаги А4.

Разглядывали ладошки

Евгений Евгеньевич (я стану называть его Е.Е.) предложил детям положить ладонь на ладонь и сказать, сколько одинаковых пар пальцев. И нам, взрослым гостям, предложил сделать то же самое. Мы были сначала в полном замешательстве. Кто-то стал прикладывать ладошку к ладошке, а кто-то – к тыльной стороне кисти…
У детей получились разные результаты: у кого – четыре пары, у кого – пять, у кого – две. И тогда Е.Е. попросил детей объединиться в группы по тому, у кого сколько пар одинаковых пальцев получилось. Они стали сравнивать пары пальцев. Наконец разобрались, сколько все-таки одинаковых пар, и уселись по группам за столы рисовать росчерки.

Выясняли сегодняшнее число

Для росчерка нужно посередине большого листа провести прямую линию. А кроме того, в верхнем правом углу – маленькую линию для даты.
Начали с маленькой линии. Начертили.
“Теперь напишите дату”, – говорит Е.Е.
Я наблюдаю за одной из групп. Они медлят, озираются по сторонам. И тут выясняется, что вообще-то дети не знают, что такое дата. И начинается замешательство… А Е.Е. ходит между столами и бубнит детям в спины, в затылки: праздничная дата, торжественная дата, дата изготовления, дата приезда и так далее – наговаривает. И вдруг одна девочка вспоминает, что дата – это, наверное, число. И они в своей группе начинают оживленно говорить: дата! число! дата! число!..
Тут один мальчик из группы, за которой я наблюдала, увидел оживление за соседним столом, быстренько подполз поближе... и слушает молча. И вот до него доходит, что дата – это число. Приползает он обратно в свою группу и говорит: “А у моей мамы 15 февраля – день рождения, мы вчера отмечали. Значит, сегодня 16 февраля”. И они написали на своих листочках: “16.02.1994”.

Обсуждали запись

Тогда Е.Е. говорит: “Вот из обеих групп, напишите на доске дату”. Выходят по паре человек от группы и пишут дату: одни – с точкой, другие – без точки.
И совершенно незапланированно Е.Е. начинает разговор о том, что значит точка.
Тут было много интересных версий детьми высказано. Но вот в конце концов все сошлись на том, что точка – это когда всё, говорить больше не о чем. Про число сказали – точка. Про месяц сказали, больше про него сказать нечего – точка. Про год сказали – больше говорить не о чем – точка.

Искали середину

А потом перешли к середине листа. Большую-то линию надо было посередине страницы провести. А где середина? И что это такое? А если линейки нет, то как узнать, где середина?
Е.Е. говорит: представьте, что вы стоите на мосту, а под вами большое шоссе с разделительной полосой посередине. А сейчас представьте, что лист – это книжечка, – продолжает Е.Е. – Вот она раскрывается (показывает ладонями) и вот закрывается. Где середина?
…Наконец каждый для себя нашел что-то такое, что теперь знал, где середина. После этого все как один прочертили линию ровно посередине листа.

На этом урок, отведенный для росчерков, закончился. А до самих росчерков дело так и не дошло...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru