Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

Симон СоловейчикРЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ 

 

 

 

 

Артем СОЛОВЕЙЧИК

Потепление придет не со стороны, а изнутри школы

Когда говоришь о времени, как-то само собой получается, что раньше было лучше.
Или что все наши неурядицы происходят от неготовности понимать и принимать новое.

И то и другое, как правило, отражают существующее положение дел, отражают реальность, в которой действительно периоды глобального потепления сменяются ледниковыми периодами и наоборот.
Подобная периодичность существует и в нашей жизни. Именно ею во многом определяются наши представления о мире. Но эта непоследовательность и субъективность дают нам шанс увидеть и ту и другую сторону жизни с ее прошлым и будущим, с ее реалиями и возможностями, с ее провалами и подъемами – продвинуться в собственных пониманиях, обозначить свою позицию.
Позицию по отношению к чему?
К знаниям, к школе ближайшего будущего, к такому управлению школой существующей, чтобы она стала школой будущего.

Про знания

Глобальные перемены в технологиях производства, хранения и передачи информации привели к тому, что знания сегодня стали доступнее, чем когда-либо. И вопрос, что же изучать в школе как в особом отведенном для этого месте, становится, похоже, риторическим. Потому что само обучение уже не может быть ничем другим, как выстраиванием собственной траектории в пространстве знаний. И, может быть, главная задача школы – пробуждать, растить и развивать в ребенке его собственный интерес.

А как же профессии?

Профессии в классическом понимании в современном мире перестают существовать. Например, владея компьютером, ты можешь быть профессионалом в различных сферах деятельности, каждая из которых раньше соответствовала отдельной специальности. Более того, современные менеджеры уже не только подбирают человека под имеющиеся задачи, но и готовы перенастроить задачу под человека, в котором они видят большой потенциал. Потому что производительность определяется именно такими людьми.
Школа же этой реальности не учитывает. Напротив, именно в обучении детей «под профессию», в обучении определенному набору знаний она видит свой путь к совершенствованию. К совершенствованию, по сути, в тупиковом направлении.
Школа словно боится потерять основу своего существования, потому что не умеет быть незнаниевой. Не умеет быть школой для человека, свободно са-
моопределяющегося в мире. И поэтому все реформы содержания образования сводятся к одному: каким должен быть стандарт?

Про школу будущего

Школа будущего, та, в которой знания не являются самоцелью, уже есть. Ее детали, элементы существуют, но пока в целое не объединены. И объединиться в рамках существующей – знаниевой – школы не могут. Хотя и взрослые, и дети во многом уже живут по законам этой другой школы, только школой ее не называют. И прячут ее за графами классного журнала, отчетами, оценками на экзаменах и результатами тестов. А все потому, что у современной школы есть на сегодняшний день только один показатель эффективности – степень обученности ее подопечных.
Школа же будущего определяется не аттестационными процедурами, а тем полем возможностей, которые она предоставляет ребенку.

Про управление

Предположение, что с помощью современных методов управления можно создать принципиально новую школу, не подтверждается. Все попытки реформировать школу, не меняя ее знаниевой природы, не привели ни к какому результату. Если, конечно, не считать таковым еще большую централизацию или переход ко всеобщему тестированию. Хоть у нас, хоть на Западе.
Школа начинает оживать только тогда, когда отчаявшиеся управленцы – в периоды глобального потепления – отходят на второй план и оставляют ее детям и педагогам.
Но особенность нашего времени заключается в том, что потепление придет не со стороны, а изнутри школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru