Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС 
 

Елена ЛИТВЯК

Сотворение каникул

Пусть дети будут авторами собственной жизни хотя бы в эти такие короткие две недели!

Фото А.КОЗИНАКаникулы – самое детское время года. Не только потому, что ребенок в эти скоротечные дни снова становится ребенком, но еще и потому, что в зимние каникулы на его долю выпадает столько праздников и подарков. Это время чистого счастья. Иногда взрослые причастны к его творению самым непосредственным образом. Перетряхиваются копилки педагогических методик, извлекаются из глубин прошлого светлые традиции празднования Рождества Христова, соединяясь с ностальгическими воспоминаниями о пережитых в советском детстве радостях Нового года. Некоторые копают дальше и приглашают детей за собой в языческую древность, вспоминая праздники природного календаря. И что удивительно – встреться за одним столом эти разные взрослые, они бы давно переругались из-за того, какой же праздник считать главным в череде зимних, а дети без устали радуются им всем. А также и радостям, самолично изобретенным, простым, как мороженое, и блестящим, как конфетные обертки. Пока для них главное – не глубина смыслов и философия праздника, а переживание восторга, уюта, тишины, света, тьмы, переживание времени. Для этого им нужны каникулы и подарки – чтобы еще немножко вырасти. Но взрослым необходима глубина смысла – иначе каникулы обернутся чередой мероприятий, более-менее интересных.

Зимние каникулы почему-то всегда воспринимались в детстве как единственные настоящие. Осенние или весенние – слишком маленькие, чтобы воспринять их всерьез. Только и успеваешь, что выспаться за эти несколько быстротечных дней. Летние – это вообще была иная эпоха жизни, которую и каникулами не назовешь. О школе как-то начисто забывалось за множеством интересных затей. А вот зимние… Этих двух блаженных недель ждали не то что с нетерпением, а прямо-таки с тоской, поскольку они освобождали и подкрепляли ребенка в самом лучшем смысле. Среди ноябрьской и декабрьской бесконечной тьмы вдруг вспыхивал свет предстоящих каникулярных радостей – домашнего праздника возле елки, ожидание подарков, безумства ледяной горки, лыжный поход, каток возле дома, который мы с ребятами делали сами, и прочая, прочая… Конечно, и в декабре мы вовсю носились по улице, но это было «не то»: как бы поздно ты ни загуливался, всегда нависала над тобой железная необходимость возвращаться к невыученным урокам, и назавтра, с утра, в ветреную темноту – в школу. Боже мой, как же все ждали конца декабря…

Предчувствие счастья

Серые, одинаковые утра, такие же дни, полдни, в классе все время горит свет. В школу идешь с особенной неохотой – ребята какие-то вялые, вечно сонные, даже к большой перемене не оживающие. Такие же – учителя, уставшие, озабоченные предстоящими контрольными. Каникулы кажутся невозможными. С завистью смотришь на редеющие ряды одноклассников – у кого грипп, у кого ОРЗ, которое никак не желает поразить заодно и тебя, избавив от школы, прибавив к долгожданным каникулам еще одну законную недельку. И ведь что интересно – наша компания не числилась в плохих учениках. Напротив, книжки мы пожирали в больших количествах и уроки отвечали более-менее исправно. Тяготила зимняя бесконечная темнота и жесткие рамки школьной жизни.
И вдруг, как-то совершено неожиданно, возникало новое чувство – надежды, что ли, или предчувствия счастья. Когда начинался декабрь, мы этим предчувствием счастья жили. Шептались на переменках о том, кому что подарят, кто куда поедет. А школа совсем не вмещала в себя грядущий Новый год, что мы с грустью замечали взрослея. Лишь в младших классах полагалась елка, одна на все классы, с Дедом Морозом – старшеклассником, где в чистой радости хороводы водили только первоклашки, а второклассники, умудренные прошлогодним опытом, лишь изображали радость – опять все скучно-знакомое, детсадовско-утренниковое. Что уж говорить о третьем и четвертом классах… Учителя ежегодно предлагали писать под диктовку поздравительные открытки к празднику, наклеивать салфеточные снежинки на окна и делать на уроках труда бумажные елочные игрушки, которыми мы почему-то никогда не украшали елку. В последний день четверти на классную доску вешали мишуру и шарики, принесенные нами из дома. Высшим шиком считалось, если в чьем-то классе стоит наряженная по-настоящему елка. У нас почему-то ее никогда не было. Наверное, нам не повезло с классным руководителем. И мы устраивали себе праздник сами – в своих мечтах и неожиданных прогулах.
Тогда мы еще ничего не знали о радости ожидания праздника, о том, что в культуре давным-давно существует целая специально устроенная предпраздничная жизнь. Что, например, Рождественский пост в ожидании Рождества делает праздник не однодневной вспышкой фейерверка, а полным, круглым, хрустальным шаром, сияющим диковинным светом. И мы, ничего не зная о Рождестве, дарили все свои радости Новому году, наполняя его ожидание своими подробностями.

Самые главные подарки

Это теперь, на путях взрослой жизни, встретились мне люди, которые всерьез думают об устройстве детских праздников. Причем не на уровне сочинения хорошего сценария утренника, а именно о философии праздника, о его значении в развитии душевных, творческих сил ребенка. А тогда, давным-давно, мы сами строили хрупкий мир каникул, как умели.
Теперь, из глубины рефлексивных возможностей взрослой жизни, из опыта наблюдений за собственными учениками и просто знакомыми детьми, можно попробовать описать, что же на самом деле важного происходит в это время с ребенком. Вот первое – он опять ребенок, увлеченный вихрем открывающихся возможных самобытных, самоизобретенных дел, а не ученик, озабоченный выполнением пусть даже и самой доброй учительской, но чужой воли. Каникулы – это пространство детской самости, со всеми ее – хорошими и плохими – явлениями. Кто-то в это время попросту дурит, не зная, чем себя занять (и таким ребятам, конечно, нужна творческая помощь интересных взрослых), а кто-то, имея неуемную фантазию, старается изо всех сил растянуть границы заповедного времени каникул, чтобы его хватило на все задуманное. И тут, как подсказывает опыт собственного детства, перво-наперво нужно было исхитриться избежать обязательных школьных мероприятий. Не знаю, много ли народу там бывало, но меня никогда туда не тянуло. Я уверенно полагала, что школа в каникулы должна пустовать – так она надоела. Тогда я еще не знала, что и сами учителя обречены на каникулах пребывать в ее стенах – это называлось дежурством. Может быть, поэтому они устраивали нам мероприятия – чтобы не было скучно в пустом здании?
Другой подарок каникул – возможность самостоятельно распоряжаться временем, отчего душа обретала невыразимый счастливый покой. Конечно, мы носились с утра до вечера как угорелые, и покоем это было назвать трудно, но то, что не было в нашей жизни расписания и суровой необходимости быть в точке А в час Х, – это наполняло блаженством, и каждая минута делалась выпуклой и яркой, как шарик на елке.
В первые дни было даже как-то неожиданно много свободы. Но мы быстро справлялись, делая лишь то, что нам действительно интересно. Главное – выспаться утром и пробегать по улице до обеда, с коньками или без, или торчать на горке весь день, забыв об обеде. А вечером – приползти домой совершенно без сил, совершенно мокрой, бросить одежду как попало на батарею, схватить яблоко со стола и уткнуться в книжку, забравшись с ногами на диван. А завтра впереди целый длинный день. Посреди комнаты – недостроенный картонный город, который мы начали делать вместе с друзьями-одноклассниками. Как раз каникул должно хватить, чтобы его достроить. Потом опять некогда будет…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru