Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Сокрытие знаний как методический прием

Не секрет, что многие родители, заглянув в учебники своих детей, порой испытывают глубокое изумление – «а нас учили по-другому», или даже возмущение – «ничего не понимаю!». В роли такого неискушенного читателя побывала наша коллега, а автор учебника любезно ответила на ее недоуменные вопросы. В результате получился довольно интересный диалог о современной методике начальной школы.
Зоя КЛЕПИНИНА

Долгим длинным путем

Прежде чем обсуждать особенности методики, необходимо подчеркнуть, что учебники для 1 класса, претендующие на гриф Министерства образования и науки РФ, должны быть рассчитаны на ребенка, не владеющего навыком чтения. Следовательно, основными источниками информации для них являются не тексты, а окружающий мир, рисунки в книгах, другие люди. Ребенок 6,5 – 7 лет отличается крайне неустойчивым вниманием (следовательно, с большим трудом воспринимает готовую информацию), конкретно-образным мышлением, слабо развитым логическим мышлением, завышенной самооценкой (я уже знаю все или очень много). Кроме того, он еще не владеет учебной деятельностью, и необходимо развивать все это в ребенке, но так, чтобы он особенно не заметил влияния. Надо учить первоклассника работать в ситуации успеха.
Учебники для начальной школы, и особенно для первого класса, не рассчитаны на самостоятельное обучение. Наши учебники, как равно и других авторов и по другим учебным предметам, созданы для работы ученика с учителем, но уже с 1 класса мы постепенно развиваем в ребенке стремление и умение самостоятельно добывать знания, в том числе и самостоятельно работать с книгой. Для этого в аппарат организации усвоения вводятся специальные структурные компоненты.
В современной дидактике «самостоятельная познавательная деятельность» понимается как поиск и открытие учеником для себя нового знания. Но этот поиск идет обязательно под руководством учителя и с помощью учебника путем системы вопросов и заданий в соответствии с учебной темой. Дети высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос. Учитель принимает каждую точку зрения, но пока не оценивает их жестко «правильно», «не правильно» (такие оценки остались в прошлом). Затем в ходе коллективного общения, доказательств, споров находится и правильный ответ. Такой методике мы учим студентов в образовательных учреждениях, учителей на курсах повышения квалификации, она раскрывается в методических пособиях (которое есть и к нашему учебнику). Но зачем так долго вести ребенка к новой информации? Сообщили знание, и будь добр, малыш, запомни, а потом мы с тебя это знание строго спросим. Только эффективно ли это? Помните, у первоклассника очень неустойчивое внимание. У учителя при таком обучении есть административное средство: «Иванов (Петров, Сидоров...), я для кого рассказываю?» или «… почему не слушаешь» и т.п. Какая уж тут ситуация успеха – одни окрики да приказы.
Так ради чего же мы ведем ребенка даже к маленькому знанию длинным путем поиска через неточные, а вполне вероятно, что и неверные ответы, через споры, доказательства? Делаем мы это ради развития ребенка. Отвечая на заданный учителем вопрос, ребенок вынужден анализировать имеющиеся у него знания (психологи это называют «опыт ребенка»). Ответ надо оформить в слова и предложения, и ученик опять в активном поиске, теперь уже нужных слов и словосочетаний. Запас слов пока невелик, и ответ не будет ораторским, но слова отобраны осознанно. Учитель в этом поиске равноправный партнер и может сказать: «Дети, а я считаю так…». Если учитель сразу не оценивает «правильно» – «неправильно», то любопытство заставляет выслушать ответы товарищей. Так мы развиваем важное умение – умение слушать другого (и одновременно пополнять словарный запас). Слушая ответы других, ученик невольно оценивает свой ответ, развивая рефлексию, адекватную самооценку. Таким образом развиваются и другие качества ребенка.
Но чтобы на уроке получилось такое общение, обратите внимание на учебник, по каждой теме дается задание что-то понаблюдать в окружающем мире, оживить свой опыт, узнать у взрослых и т. п. по теме следующего урока. Такие задания отмечены сигналом-символом – стрелкой, направленной к следующей странице. Вполне вероятно, что не все дети выполнят наблюдения, не все вспомнят, не все смогут узнать у взрослых, но кто-то обязательно это сделает, а на уроке это будет общим достоянием. Постепенно мы уменьшаем объем поисков, увеличиваем информацию и приближаем ученика к обучению в основной школе. И к 4 классу наши учебники становятся все более информативными, близкими к учебникам основной школы.
Владеют ли родители этой методикой? Конечно, нет. Будут ли все родители заниматься со своими детьми? Конечно, нет. Но немало родителей, которые помогают своим детям. Это для них мы написали обращение, в котором и дали элементы методики поиска знания. Конечно же у них не получится, как у учителя. Но что-то обязательно получится. Мы исходим из того, что прямая передача информации первокласснику, да еще и как можно в большем объеме – не лучший вариант его обучения.
Действительно, «сокрытие информации» – это для нас особый методический прием. Поговорим о конкретных примерах. В самом деле, первоклассники не получили из нашего учебника исчерпывающего ответа на вопрос: «Почему важно соблюдать чистоту?» В учебнике нет ничего о «злых микробах-возбудителях заболеваний». Но первоклассник на основе рисунков может ответить, что чистота делает человека красивым (каждый ребенок хочет быть красивым, а значит, ему захочется быть чистым). Первоклассник способен также сделать вывод: от грязи человек может заболеть. И этого сейчас вполне достаточно! Сведения о злых микробах будут все-таки формальны, и нет гарантии, что ребенок усвоит их правильно. В соответствии с теорией формирования и развития понятий в следующих классах мы познакомим детей и с микробами, и введем понятие «инфекционные заболевания», и снова вернемся к необходимости соблюдать чистоту. В 3 классе предусмотрена для изучения тема «Человек», в которой дети знакомятся с системами органов, их функциями и охраной их здоровья. Мы снова вспомним и о соблюдении чистоты, о микробах, расширим эти знания, показав связь необходимости соблюдать чистоту еще и с функциями органов. Знание будет то же, но уровень – другой. Так что дети уже в начальной школе узнают «о злых микробах» и о полезных микроорганизмах. Всему свой черед.
В теме «Опасные ситуации. Как поступить?» совершенно сознательно нарисовали доброжелательных людей. Ребенок должен с детства усвоить, что бандиты могут внешне выглядеть вполне прилично. Дать советы текстом невозможно, так как первоклассник не читает. По первому рисунку учитель или кто-то из детей обратит внимание: мужчина приглашает девочку в машину, но девочка делает жест отказа. Правило – ясное.
Вложить в рисунок информацию о том, что от любого подарка от незнакомых людей надо отказываться, уже гораздо сложнее. Здесь мы нашли другой выход и ввели детей в другой вид деятельности – задание в рабочей тетради. Мы повторили ситуации и прописали варианты возможных поступков детей. Теперь в ходе коллективного анализа предложенных поступков выбирается верный. Итак, дети получили некоторую информацию о том, как надо себя вести с незнакомыми людьми. Достаточно ли ее? Конечно, нет. В жизни опасных ситуаций бывает очень много, постоянно возникают все новые и новые, так что все их невозможно дать в учебниках. Но сделан вывод: незнакомых людей надо остерегаться. Это уже кое-что. Да и обучение первым классом не заканчивается. Учит и сама жизнь, и средства массовой информации и т.п. Но в работе с этими страницами ребенок не только получает определенную информацию. У него опять развиваются мышление и речь, умение не только смотреть, но и видеть изображенное на рисунке, ведь при работе с этими и другими предложенными рисунками надо фантазировать. А мы как раз этого и хотели.
В теме «На пожаре» мы применили еще один прием сообщения детям информации – правил поведения на пожаре – прямое сообщение этих правил. Это очередное стремление разнообразить виды деятельности первоклассников. Если предложить к этой теме рисунки, то они будут непонятны первоклассникам, так как их опыт общения с пожарами слишком мал или его нет совсем. По этой причине и беседа окажется неэффективной. Неэффективным будет и рассказ учителя, так как дети не смогут все запомнить, и вернуться к этой информации они тоже уже не смогут. Так что здесь мы вынуждены применить прием, не совсем доступный первоклассникам: дать материал для чтения. И дело здесь, конечно, не в том, что мы считаем пожар опаснее других опасностей. Просто по другим опасностям у ребенка есть опыт, по пожарам практически нет.
Вы привели и другие примеры «сокрытия информации», назвав это особым методическим приемом. Это действительно «особый методический прием». Мы широко его используем, но ради развития детей. Нам приятно, что вы поняли самую суть нашего учебника. По нашему учебнику ученик работает в коллективе с другими детьми и обязательно с учителем. А если еще чуть-чуть поможет кто-то из родителей, результат будет не такой уж плохой, как вам показалось.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru