Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИСТОРИЯ ДЕТСТВА: ВЕК XX  
 

Джордж Бернард ШОУ (George Bernard SHAW) (26.07.1856 – 2.11.1950), знаменитый английский драматург ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии (1925), блестящий музыкальный и литературный критик («лучший музыкальный критик всех времен» согласно характеристике, данной поэтом У.Оденом), философ-эссеист, непревзойденный оратор, мастер мыслительных парадоксов, автор более чем пятидесяти пьес, переведенных на множество языков и до сих пор пользующихся в мире огромной популярностью, сравнимой разве что с популярностью пьес Шекспира (одно только свидетельство: 70 процентов спектаклей, игравшихся в Лондонском королевском театре в 1904–1907 годах, были спектаклями, поставленными по пьесам Шоу!).
Впрочем, не только это обстоятельство сближает Шоу с Шекспиром.
Как и его великий предшественник, Джордж Бернард Шоу обладал необычайно тонким и развитым чувством юмора, фантастически богатым языком и поистине неисчерпаемой эрудицией в самых разных областях человеческой культуры.
А еще, как и Шекспир, Шоу был самоучкой: все его формальное образование сводилось к нескольким классам так и не законченной школы, что ничуть не мешало ему считаться одним из образованнейших людей своей эпохи.
Блестящий оратор, Шоу никогда не отказывал себе в удовольствии мыслить вслух, с легкостью вызывая состояние восторга у одних и яростное сопротивление у других своих слушателей. Г.К.Честертон так охарактеризовал уникальный полемический стиль Шоу: «Человеку, вступившему в спор с Бернардом Шоу, может показаться, что у того десять лиц. Так человеку, скрестившему шпагу с блестящим дуэлянтом, может показаться, что у него десять клинков…» Но притом и самые непримиримые противники Шоу были вынуждены признавать, что «в жизни это был один из самых человечных на свете людей».
Первую свою пьесу Джордж Бернард Шоу написал уже в достаточно зрелом, тридцатишестилетнем возрасте (до той поры зарабатывая на жизнь статьями о музыке и театре в различных лондонских газетах и журналах), а всего на протяжении жизни он создал свыше 50 пьес, многие из которых удивительным образом соединяли подчеркнутую (часто эксцентрическую) комедийность формы с глубоко философским содержанием. К числу самых знаменитых пьес Шоу относятся «Ученик дьявола» (1897), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Пигмалион» (1913), «Дом, где разбиваются сердца» (1919), «Святая Жанна» (1923). Среди философско-публицистических работ социалиста Шоу особое место занимает книга, опубликованная в 1928 году: «Руководство по социализму и капитализму для интеллигентной женщины».
Александр ЛОБОК

Право на побег

«Недоучка» – так Бернард Шоу назвал одну из глав своих автобиографических заметок, в которой он рассказывает о своих школьных годах.
Это презрительное «недоучка» Бернард Шоу нередко слышал в свой адрес на протяжении жизни от тех, для кого качество образования определяется в первую очередь качеством подтверждающего это образование документа.
Шоу был явно из другой компании – из компании «великих недоучек», составивших славу и гордость человеческой культуры.
Из компании Уильяма Шекспира и Льва Толстого, Марка Твена и Джека Лондона, Максима Горького, по приглашению которого, кстати, он посетил Советский Союз в 1931 году, и… Иосифа Бродского – при том, что Бродскому в год смерти великого англичанина было всего десять лет, а школа, в которой учился Бродский, была на первый взгляд совсем другой школой… Бернард Шоу бросает школьную учебу в возрасте 15 лет, в 1869 году (другой великий недоучка – Лев Толстой как раз в это время заканчивает четвертый том эпопеи «Война и мир»), по причине полной внутренней несовместимости с распорядком школьной жизни.
Иосиф Бродский бросает учебу в школе тоже в возрасте 15 лет, но в 1955 году, однако причина та же: исчерпываются силы, позволяющие ему «слушать школьную ахинею».
Воистину «единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков…».
Конечно, кто-то может возразить: школа и придумана, чтобы давать знание «для всех». И что оригинальное мышление все равно пробьет себе дорогу через торосы школьных знаний. И что такова жизнь, а человек должен иметь разный социальный опыт, и в том числе опыт встречи с бессмысленным учением… И что можно назвать немало умных, талантливых людей, которым было не менее тошно в школе, но они же терпели! Терпели пустую трату времени и даже извлекали из этого пользу… Они, конечно, ругали школу, но заодно воспитывали в себе волю и характер, а не искали вольных лугов подобно Бернарду Шоу или Иосифу Бродскому… И ведь и вправду воспитали! И талант свой, заметьте, не растеряли, а сохранили.
Все так. Но отчего так неуютно в этой рационально-убедительной философии?
Может быть, потому, что слишком непродолжительна наша жизнь, чтобы с легкостью жертвовать годами на воспитание в себе навыка «быть философом в тюрьме»?
«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу» – эти совершенно удивительная, невероятно честная и точная фраза Бернарда Шоу обнажает суть той подмены, на которой строится идеология всей современной школы.
Чем более старательно мы вкладываем в ребенка то, что по каким-то причинам считаем самым-самым для него важным, тем с большей неизбежностью отнимаем у него право на собственный ритм образовательного диалога с миром. И любые наши рассуждения про индивидуальные образовательные траектории – это чистой воды обман, если само содержание образования не определяется при этом детской потребностью.
И как раз в этом отношении современная школа ровным счетом ничем не отличается от школы, в которой Бернард Шоу учился почти 150 лет назад.
Да, в современной школе уже не бьют ребенка тростью по ладони за сделанную ошибку, а школьный директор вступает в контакт с учеником отнюдь не в связи с необходимостью телесной экзекуции. Но по-прежнему учебный процесс определяется не интересами ребенка, а содержанием школьных программ.
Мы очень любим рассуждать о том, что школа должна дать ребенку: знания, умения, компетенции – бог весть что еще. Но даем ли мы себе труд задуматься о том, что при этом школа отнимает у ребенка?
И стоит ли то, что приобретается в результате десяти лет пребывания в школе, этих жертв?
Возможно, в этом и состоит главный вопрос образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru