Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

От «Памяти» к скинхедам
Идеология русского национализма в 1987–2003 годах

Национализм для специалистов делится на идею образования из этносов единой нации, для которой самое важное – вопрос о государственной границе (нация = государство), и на этнонационализм, который в рамках единого государства пытается вычленить «правильные» этносы в противовес «неправильным» (нация = кровь).
Оба типа националистических проектов существуют во всех странах мира. Однако в России и те и другие видят путь «восстановления» (то есть прежде всего российской военной мощи) в конфронтации с соседями и «вероятными противниками». Все они сторонники сильного государственного сектора в экономике, ограничения гражданских свобод и «возвращения к традиционному образу жизни».

Помните «Память»?

Это самая известная группа русских националистов времен перестройки: молодые люди в черных рубашках, публично заявившие свои права на наследие «Черной сотни», монархию как политический идеал, антисемитизм и антилиберализм как программу действий, православие как религию и «возрождение русского народа» как туманную перспективу.
Но «Память» была лишь частью весьма обширного движения русских националистов, в которую входили и маргиналы (небольшие политические, религиозные и культурные группы), и истеблишмент – так называемая «Русская партия». Она состояла из функционеров творческих союзов, чиновников ЦК КПСС и управленческих органов РСФСР, работников издательств, журналистов. Основным ее идейным постулатом была декларируемая «русскость» (этнонационализм). Кроме сетований на падение нравов и упадок русской культуры, на практике это означало проталкивание «своих» на перспективные должности, устройство публикаций, поездок и т.д.
Если маргиналы проповедовали в основном романтический православный антикоммунизм, то истеблишмент питал уважение к Иосифу Сталину. Если для маргиналов интеллектуальными кумирами были проповедник «Протоколов сионских мудрецов» Сергей Нилус и автор псевдоисторического триллера «Евреи в СССР!» Андрей Дикой, то истеблишмент апеллировал к «Дневнику писателя» Достоевского (но никак не к его же «Бесам»).

Маргиналы в большой политике

В середине 1992 года против «прозападного» курса руководства страны вокруг парламента России сложился союз всех, кому не нравились политические и экономические реформы, и сторонников традиционных ценностей и «особого» пути России. Разгром вооруженной оппозиции показал узость ее социальной базы.
Русские националисты расистской ориентации после этого надолго вышли из большой политики. С несомненной пользой для себя октябрь 1993 года пережило только Русское национальное единство, вышедшее из «Памяти» и адаптировавшее на русской почве простые и доступные нацистские лозунги. После краткого периода подполья она вышла на поверхность и стала «бороться с преступностью» на улицах российских городов, нередко при поддержке местного руководства и правоохранительных органов. Организация быстро росла за счет пубертатной молодежи и всех любителей «почесать кулаки», пока уровень криминала в ее рядах не превысил все терпимые показатели и бывшие покровители в ней не разочаровались. После того как РНЕ запретили в Москве и некоторых других регионах, партия быстро начала распадаться.

Имперцы

Схожая ментальность и язык, но не цвет кожи и состав крови – новая для соотечественников интерпретация русского национализма. Она обнаружила свою привлекательность для многих и стала политической реальностью 19 декабря 1993 года с победой Владимира Жириновского на парламентских выборах. Он призывал нацию мобилизоваться для отпора внешним врагам и их приспешникам внутри страны.
Стремясь отобрать у националистов-популистов лозунги, власть отказалась от декларации (а главное, и осуществления) демократических принципов и начала интенсивно искать русскую идентичность. Попытки воссоединения с Белоруссией, дружба с Русской православной церковью и война в Чечне были некоторыми из следствий новой стратегии. Не слишком изменившиеся с советского времени (особенно в регионах) кадры политической элиты с готовностью подхватывали и транслировали имперские лозунги. Малопопулярная центральная власть продолжала использовать ксенофобскую риторику и поиск внешнего врага: бессмысленно боролась с расширением НАТО на восток, отстаивала интересы «братской» Сербии. К концу 90-х годов в массовой культуре был явлен и образ нового врага – им стали даже не чеченцы, а американцы.

Расистский вариант

Он по-прежнему актуален как минимум для части общественно-политических организаций России, крупнейшие из которых – Коммунистическая партия Российской Федерации и Русская православная церковь.
Эти ставшие теперь политическими союзниками организации объединяет общая группа социальной поддержки – пожилые и малообразованные люди, тоскующие по временам молодости и ненавидящие перемены. Список врагов у этих людей достаточно длинный, и немаловажную роль в нем играют «инородцы».
На традиционалистском поле пытаются найти себе общественную поддержку и некоторые другие политические фигуры и организации. Последний скандальный успех «Родины» может, как и первый успех Жириновского, вызвать новый крен идеологии власти в этом же направлении.
Этот успех основан на серьезной проблеме, осознанной только в начале нового века. Страна с уменьшающимся коренным населением и сравнительно высоким уровнем жизни стала привлекательной для трудовых мигрантов из соседних и далеких стран. Россия быстро оказалась на втором месте в мире по количеству трудовых иммигрантов (не менее 10 миллионов человек уже в 2003 году). Население, в общем, напряженно отнеслось к появлению массы лиц нового типа. Это стало полем для борьбы за голоса избирателей.

Бритоголовые

Российские скинхеды, выделившиеся из среды металлистов и панков, остаются частью международного ультраправого движения, которое смешивает в разной пропорции расизм в его нацистской интерпретации, язычество и футбольный фанатизм. Участие в подобных группах стало одним из путей социализации подростков в современном городе.
Движение сильно децентрализовано, не имеет официальной общей организации, фиксированного членства. Идеология его интеллектуальной верхушки сводится к противодействию сил зла (черная и желтая расы плюс евреи) силам добра (белая раса). Идеология рядового скинхеда прагматична: убрать «черных» с рынков, их многодетные семьи из жилых кварталов, а водителей с купленными правами – с автомагистралей. Сейчас общая численность групп скинхедов сопоставима с количеством других организаций русских националистов, но по активности скинхеды значительно их превосходят.
Они могли бы не стать столь серьезной проблемой, если бы на протяжении всех 90-х годов не получали скрытой поддержки от местных властей и правоохранительных органов. В Москве после трех погромов подряд в 2001–2002 годах и серьезного давления посольств на мэрию в защиту иностранных граждан начался разгром организаций скинхедов, хотя милиция по-прежнему старается скрывать их преступления в рамках статистики обычного хулиганства.

Николай МИТРОХИН,
политолог


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru