Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Зеркальный метод борьбы с иллюзиями
Групповые занятия помогают ментальным инвалидам составить о себе объективное мнение

В книге Елены Вяхякуопус и Александра Мелихова «Зеркало» рассказывается о реабилитационной программе, которая предназначена для развития самосознания, более правильной самооценки и социальной активности подростков с нарушениями интеллектуального развития. Программа разработана на основе многолетней работы групп общения-обучения в рамках русско-финских проектов сотрудничества, поддерживаемых Европейской комиссией.
Многие видные специалисты по проблемам людей с нарушениями умственного развития сомневаются, нужно ли развивать их самосознание, поскольку познание ими самих себя не принесет им ничего, кроме новых огорчений. Тогда как пребывание в утешительных иллюзиях делает их существование в этом мире более приятным.
У большинства людей с умственной отсталостью самооценка завышена – это правда. Но не вся, считают авторы «Зеркала». Вся правда, по их убеждению, заключается в том, что люди, погруженные в иллюзии, не способные объективно оценить себя, постоянно получают травмы от столкновения с реальной социальной средой, что справедливо для всех, а не только для людей с ограниченными возможностями. Но у инвалидов гораздо меньше шансов выйти из этих столкновений победителями. Вот почему объективное мнение о себе им более необходимо, чем людям с сильным и развитым интеллектом.
Как же совместить такие сложные задачи: повышение самосознания и сохранение хорошего мнения о себе? Сделать это нелегко, но можно. Надо лишь привести в гармонию внешнюю и внутреннюю оценку подростка с нарушениями интеллектуального развития. Показателями успеха на этом пути, индикаторами достигнутой гармонии служат уменьшение количества конфликтов и увеличение позитивных контактов между инвалидом и окружающей его социальной средой.
Еще десять–пятнадцать лет назад люди с нарушениями умственного развития никак, в сущности, не участвовали в жизни общества. Вместо них от их имени действовали родители или персонал психоневрологических интернатов. Но в последние годы во многих городах, и прежде всего в Петербурге, появились клубы и центры дневного пребывания для таких людей. Действуют программы включения ментальных инвалидов в жизнь общества. Это, конечно, прогресс, но увеличение социальных контактов приумножило и количество конфликтов.
Вот почему программа «Зеркало» направлена на ослабление остроты этой проблемы, чтобы контактов с внешней средой у инвалидов становилось больше, а количество негативных столкновений уменьшалось.
«Всем нам хочется считать себя немножко лучше, чем мы есть, – объясняют авторы подростку-инвалиду. – Все мы нуждаемся в людях, которые к нам хорошо относятся, любят нас и помогают нам думать о себе хорошо. Каждому необходим хороший образ себя. И это правильно. Когда мы думаем, что мы смелые, добрые, сильные, это помогает нам совершать хорошие поступки. Но во всем нужна мера. Хорошо, когда твое мнение о самом себе подтверждается другими людьми, когда они думают о тебе примерно так же, как ты сам о себе. Но как достичь такого равновесия между правдой и фантазией, которое поможет тебе стать приятным себе и другим?»
Очень просто, отвечают авторы: «Для того чтобы узнать о себе больше, нужно, во-первых, наполнить свою жизнь разнообразными событиями, набираться жизненного опыта. Во-вторых, узнать, что думают о тебе другие: беседовать с людьми, задуматься о своем значении в жизни других – что ты можешь для них сделать, чем им помочь. В-третьих, необходимо думать о себе: размышлять над своими поступками, оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, обсуждать с близкими друзьями свои взгляды и привычки, понять, чего ты хочешь, чего боишься, о чем мечтаешь, чем гордишься».
Групповые занятия общения-обучения соответствуют всем трем задачам: это и новый жизненный опыт, и общение с друзьями, имеющими те же проблемы, и возможность обсудить с другими себя самого. Приступая к занятиям, участники вместе вырабатывают правила, чтобы всем было весело и легко. «Никого не тянуть на собрание насильно. Свободно высказывать свои мнения. Относиться друг к другу с уважением. Называть друга так, как ему хочется, чтобы его называли: не обзываться, не давать уменьшительных имен без разрешения того, к кому обращаешься. Вести себя, как взрослые: спокойно, ответственно, дисциплинированно. Не навязывать свои вкусы и привычки другим. Хвалить друг друга побольше. Не ссориться. Давать каждому высказаться. Все по очереди могут стать ведущими. Каждый может дать совет и помочь другому».
На занятиях проговариваются интереснейшие темы: «Когда я был маленьким», «Мой род», ««Мое умение смеяться», «Мои увлечения», «Я – мужчина. Я – женщина». «Я – друг». «Я – собеседник», «Я – обидчик, я – обиженный», «Мои мечты», «Что украшает мою жизнь».
Какому подростку не захочется доверительно поговорить обо всем этом в кругу понимающих друзей под осторожным руководством чуткого ведущего?

Сергей КАМЕНСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru