Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №53
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Не экзамен, а предъявление своего опыта
Как сделать аттестацию творческим процессом

Школяр «высшей категории»

В Нижегородском институте развития образования (НИРО) на кафедре теории и методики физического воспитания и ОБЖ в начале ноября началась подготовка педагогов к аттестации на высшую категорию. Заведующий кафедрой Вадим Тихонович Чичикин объяснил учителям физической культуры, претендующим на эту категорию, общепринятые условия аттестации и пояснил позицию кафедры по этому вопросу.
Преподаватели института считают, что при аттестации на высшую категорию принимать экзамен у учителя не вполне корректно по отношению к специалисту такого уровня. Педагог должен воспользоваться шансом и представить результат своей работы, а не отчитываться за свои знания, пересказывая то, что он прочитал в каком-нибудь журнале.
Специалист уровня высшей квалификационной категории должен (и может!) оставить после себя след в педагогике. Именно поэтому преподавателям рекомендуется в течение учебного года выполнить авторский проект и защитить его на итоговой конференции. Фактически такая форма аттестации дает педагогам возможность проанализировать результат своей педагогической деятельности и предъявить его коллегам.
В институте «Проектирование» ведется как один из курсов повышения квалификации. Вот что рассказывает об этом Вадим Чичикин: «Если мы возьмем любой учебник для педагогов, то увидим там лишь некоторые образцы работы преподавателя: как нужно работать. А на каких основаниях построена та или иная программа, почему используются именно эти, а не иные технологии, до сих пор не объясняется. Поэтому еще двадцать лет назад мы углубились в теорию деятельности, в теорию управления и некоторые другие частные теории и из этих абстракций создали свой вариант работы с учителями. А когда десять лет назад была введена аттестация работников образования, предложили преподавателям именно проектную форму предъявления собственного опыта. Надо сказать, что сначала идею составления и защиты авторских проектов преподаватели-практики встретили в штыки: “Я прихожу на урок и просто работаю. Мне ничего не нужно при этом ни изменять, ни анализировать. У меня все в голове!” Но прошло совсем немного времени, и даже наиболее активные противники создания проектов отметили, что это было для них нужно и важно: появляется система».
К нам приходят разные люди с разными взглядами на физическую культуру. Каждый имеет возможность создать свой проект, тот, который ближе, важнее, интереснее именно ему. Мы обязательно знакомим слушателей с направлениями, существующими сегодня в педагогике. На проектирование мы тратим всего 10 процентов времени, отведенного на повышение квалификации. Другие курсы посвящены нормативным документам, организационным и содержательным вопросам, современным технологиям, формам и способам контроля физической подготовки. Преподаватели имеют возможность восстановить свои знания по общей педагогике и психологии. Введен новый курс, который называется «Проблемы конфликтологии». Это очень важный предмет, с которым, к сожалению, большинство учителей вообще не знакомы, так как они закончили педагогические вузы давно, когда не было такого курса.

Помочь учителю рассказать о своей работе

Ряд проектов делается просто во время курсов, но многие – специально для повышения квалификации. Есть, например, проект «Аэробика для глухих». Учителя разрабатывают собственную технологию. Возможно, их проекты и нельзя назвать авторскими, но в каждом есть своеобразие. При составлении проекта учителя используют и элементы проектирования, о которых узнали на курсах повышения квалификации.
Дело в том, что десять лет назад, когда впервые ввели аттестацию, никакого положения о том, как должна проходить аттестация, не было. И сотрудники кафедры предложили авторский проект.
Вести проекты учителей – задача сложная. Преподаватели заранее не знают (и не должны знать) ни темы будущего проекта, ни его результатов. Их задача – понять, в чем особенность именно этого педагога, вместе с ним сформулировать такую тему исследования, которая будет интересна и ему, и другим. Приходится работать в разных позициях: иногда сотрудники кафедры принимают роль непонимающих собеседников и задают (на взгляд учителя) массу ненужных вопросов. Иногда они – проблематизаторы, критики, аналитики. Порой приходится вставать в позицию беспощадного разрушителя уже сформированных идей и взглядов. Главное при этом – помочь педагогу развить проект. Интересна же эта работа именно своей непредсказуемостью, постоянной новизной. Идеи учителей часто бывают отнюдь не ординарными, самобытными. Ну кто бы мог придумать, например, аэробику для глухих?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru