Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютеры постепенно завоевывают свое место в школе: слайды, фильмы, презентации, обучающие программы, распечатка индивидуальных заданий – вся эта почти недоступная раньше роскошь становится обыденным удобством. Многие учителя теперь без компьютера как без рук.
Но вот парадокс: люди, давно занимающиеся преподаванием информатики, заговорили о тех минусах и даже опасностях, которые сопутствуют внедрению информационно-коммуникационных технологий. Компьютер постепенно и незаметно вытесняет учителя-собеседника – реально ли это предсказание? Или оно скорее напоминает сюжет антиутопии?

Компьютер – всего лишь средство

Информационные технологии входят в образование, как и в остальные сферы жизни, и самое непродуктивное, что с ними можно делать, – это бояться. Ведь страх и агрессивное недоверие порождают проблемы. Можно привести пример как раз из того контекста, который близок нынешним подросткам – «цифровому поколению». В одном мультфильме сюжет строится на том, что люди сначала создали, а потом в ужасе изгнали высокоорганизованных роботов. Те развились в приличную цивилизацию и предложили людям сотрудничество. Люди ответили ядерной бомбардировкой. И заварилась такая война, что мало не показалось ни одним, ни другим.
Компьютер – это только средство, правда, очень мощное. И наверное, никто не будет спорить, что с помощью обучающих программ можно усваивать знания гораздо быстрее, веселее и эффективнее.
Но если в образовательной системе учитель–компьютер развивается лишь одна составляющая – вторая, система перекашивается, становится неустойчивой. То есть учителю тоже нужно развиваться. Только человек может научить другого человека использовать приобретенные знания, обсудить возможные последствия их применения, научить ставить цели и соразмерять их с интересами других людей. Проштудировать ядерную физику можно с помощью компьютера, а вот о ядерной бомбе со всеми вытекающими последствиями должен говорить человек.
Наверное, учителю хорошо бы помнить еще и о том, что пострадать от компьютера может только тот, кто мается от безделья. Человек, увлеченный делом, будет использовать его для самореализации. И вообще компьютер развивает и усиливает те качества, которыми уже обладает его хозяин. Недаром ведь люди, ценящие свободу, используют виртуальную среду для расширения своих возможностей. А тот, кто, например, склонен забиться в нору и отгородиться от мира, может вообще, не выходя из дома, зарабатывать и заказывать все необходимое через интернет.
Учитель как раз получает возможность проявлять и развивать человеческую сущность ребенка, когда компьютер берет на себя учебную рутину. Если, конечно, учитель ставит такую задачу. А плохой учитель что с компьютером, что без…
Впрочем, ребенок даже без пристального педагогического внимания вряд ли превратится в электронное существо. Только если с рождения заключить его в пресловутую «матрицу». Он ведь непрерывно и естественно осваивает человеческую логику, общаясь с другими людьми. Ребенок вообще очень устойчивое и хитрое (но не коварное) существо: он все-таки вырастает таким, каким вырастает, несмотря на все педагогические ухищрения и амбиции.
Теперь вот озаботились тем, чтобы оттащить его от компьютера. Но человек уходит в виртуал оттого, что ему неуютно, скучно, одиноко в реальном мире. А в цифровой среде можно имитировать те ощущения и эмоции, которых тебе не хватает. Может быть, стоит что-то поменять в настоящем мире?

Елена КУЦЕНКО, Г.К.,
представитель «компьютерного» поколения


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru