Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
КРУГ ВОПРОСОВ

Государство и учителя: контракт не выполняется
Так считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. И предлагает заключить его на новых условиях

Государство не выполняет обязательств перед системой образования. Условный «контракт», который заключают общество и педагоги, разорван. Уровень зарплаты не соответствует требованиям, которые предъявляются к учителям и вузовским преподавателям. Как восстановить эту систему финансовых и социальных взаимотношений?
На семинаре, проходившем в Высшей школе экономики, свое видение путей выхода из кризиса представил ректор ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ.

Отправной точкой для доклада Кузьминова послужили недавние молодежные бунты во Франции. Российское общество тоже живет в условиях социального неравенства, и дистанция от «низов» до «верхов» запредельно велика. Образование может гарантировать людям рост благосостояния лишь в долгосрочной перспективе. К тому же, по известному анекдоту, «у генерала есть свои дети». Но попытаться объединить разные слои общества школа могла бы уже сейчас.
– Недопустимо, чтобы, например, мигранты обосабливались в «резервациях», – сказал Кузьминов, вернувшись к злободневной теме. – Будут ли эти люди русскими или останутся носителями чужой культуры, зависит от нас самих.
Здесь возникает ясная на первый взгляд схема. Формулируется «социальный заказ», система образования как подрядчик его выполняет, и в итоге происходит объединение общества. Но в этой схеме выпадает одно звено: взаимоотношения между условным «заказчиком» и подрядчиком. Заказчик, в силу понятных причин, у нас один – государство. И своих обязательств по контракту оно не выполняет. Точнее, не хочет их на себя брать.
– Если государство платит учителю или профессору копейки, то оно не вправе с него требовать полной отдачи, – высказался Кузьминов.
По мнению экспертов ВШЭ, среди вузовских преподавателей все меньше профессионалов. Реальной наукой занимаются только 20%, а остальные пересказывают учебники. Преподаватели, использующие в работе со студентами собственые исследования, есть только в трети вузов. Вследствие этого, по мысли Кузьминова, «происходит профанация образовательных обязательств со стороны как учащихся, так и педагогов».
– Мы сохранили и приумножили масштабы вовлечения молодых людей в образование, – продолжил ректор ВШЭ. – Но при этом потеряли смысл образовательной деятельности как таковой. Во многих случаях она превратилась в чистую формальность.
Как восстановить утраченные обязательства на принципиально новой, эффективной основе? И решают ли эту задачу национальные проекты в сфере образования?
– Доплаты за классное руководство – шаг в правильном направлении, – считает Кузьминов. – Но из-за размера (тысяча рублей) они неэффективны.
Еще больше сомнений вызывают гранты “отдельно взятым” лучшим учителям, школам и вузам.
– Поощрять лучших нужно, – продолжил докладчик. – Но только тогда, когда будет переоформлен «базовый» контракт между учителем и обществом. Иначе говоря, когда каждый учитель получит достойный заработок, когда будет восстановлена культура педагогического труда.
Достойным заработком эксперты ВШЭ считают зарплату в 15 тысяч рублей. И платить ее должен федеральный центр, а не региональные власти – у них просто не хватит денег. И только малую, «почти символическую», как выразился Кузьминов, долю расходов должны составлять средства семей и предприятий.
– Это своего рода сигнал о востребованности образования обществом, – пояснил ректор ВШЭ.
По расчетам ВШЭ, на «восстановление эффективного базового контракта с преподавателями по всем уровням образования» необходимо затратить около трехсот миллиардов рублей в год. Для сравнения – в 2006 году расходы на образование бюджетов всех уровней составят 700 миллиардов.
– Надо убедить президента и общество, что только при таком условии мы сможем провести модернизацию образования, – высказался Кузьминов. – Без таких инвестиций эффект от проводимых преобразований окажется крайне слабым. Голодный преподаватель в любом случае останется голодным. И, например, смена организационно-правовых форм тут ничего не решит.
По отдельности все меры, предложенные правительством, правильные, – резюмировал ректор ВШЭ. – Но в силу их малого масштаба они не дадут желаемого эффекта. А в ряде случаев могут привести к противоположным результатам.
По мнению Ярослава Кузьминова, национальный проект должен осуществляться в два этапа. До 2008 года необходимо восстановить базовый контракт с преподавателем, сохранить инновационное ядро образования и модернизировать систему начального профессионального образования. До 2012 года провести глубокую и основательную реформу школы. Конкретные даты выполнения задач ректор ВШЭ обосновал тем, что именно эти сроки указаны президентом.

– Важно, чтобы национальные проекты в сфере образования были понятны всему населению страны, чтобы каждый гражданин сознавал целесообразность государственных затрат на эти цели, – положил начало обсуждению доклада проректор ГУ ВШЭ Борис Рудник. – Мне как ученому, отцу и будущему деду непонятно, почему нужно в первую очередь поддерживать инновационные вузы. Эта мера будет оправданной только в том случае, если одновременно стипендия студентов будет поднята хотя бы до уровня прожиточного минимума. Это даст молодым людям возможность получать качественное образование не в каком-нибудь филиале в Урюпинске, но и в крупном научном центре далеко от дома, где жизнь гораздо дороже, но перспектив для роста значительно больше.
– Инновационное образование может быть создано только в стране с инновационной экономикой, – высказался один из разработчиков школьных стандартов, академик РАО Владимир Шадриков. – Необходимо добиться пропорционального распределения ВВП. Сегодня доля расходов на образование в России значительно меньше, чем за рубежом.
Не остался в стороне от дискуссии и директор Центра развития общего образования ВШЭ Анатолий Пинский, известный как разработчик разнообразных реформ в сфере образования (в частности штатно-окладной системы оплаты труда учителей), координатор сети управляющих школьных советов и профильного обучения в старших классах.
С его точки зрения, в национальных проектах недостаточно четко прочерчен вектор возможных изменений.
– С одной стороны, нас не устраивает состояние дел в системе образования, с другой – ее экономическое положение, а с третьей – есть опасение, что, напитав деньгами нереформированную отрасль, мы можем законсервировать нежелательный статус-кво. Подпитывать деньгами существующую систему образования – все равно что бесконечно поддерживать льготами и преференциями “АвтоВАЗ”.
– Выход – в двуедином решении задачи: реформа за деньги, деньги за реформу, – считает Анатолий Пинский.
Подвел итоги дискуссии секретарь ЦК профсоюза работников народного образования Владимир Лившиц:
– Власть ведет себя так же, как образовательное сообщество. Мы для себя не можем построить внятную программу целей, наметить ясный путь и выработать программу действий, которая бы отвечала интересам образования и всех граждан. Как любой народ достоин той власти, которая им руководит, мы сами заслуживаем того положения, в котором находимся.

По общему мнению специалистов, в отдельности мероприятия, предложенные в национальных проектах в сфере образования, полезны, но желаемого системного эффекта они в совокупности не дадут.
Программа, озвученная Ярославом Кузьминовым, возражений ни у кого из собравшихся не вызвала.
Но согласится ли с ней правительство?
Вопрос остается открытым. И скорее всего риторическим.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Если государство платит учителю или профессору копейки, то оно не вправе с него требовать полной отдачи



Национальные проекты в сфере образования полезны. Но желаемого системного эффекта они в совокупности не дадут


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru