Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

...А местами пройдут золотые дожди
Ректоры вузов обсуждают президентские премии так, как если бы они заранее знали, кто их получит

Предложения общественности по критериям отбора школ и учителей на президентскую премию уже месяц как переданы в правительство. А обсуждение грантов для лучших университетов пока продолжается. И как показал последний “круглый стол” в РИА “Новости”, в случае с вузами ведомство готово изменить проект критериев и порядка отбора. Может быть, потому, что у представителей высшей школы гораздо больше лоббистских возможностей, чем у тех, кто отстаивает интересы среднего образования.

Первоначально министерство планировало отобрать 30 вузов и выделить каждому по 500 миллионов рублей. Но, как мы уже писали, ведомство засыпали предложениями награждать большее число вузов, урезав размер премии. Заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Федор Дудырев признал, что уже в 2007 году эта идея может воплотиться в жизнь.
– И все же почему число вузов, которые получат поддержку в рамках национальных проектов, так ограниченно? – спросил один из участников.
– Мы действуем по принципу: “Мал золотник, да дорог”, – блеснул знанием народных поговорок Федор Дудырев. – Если вузы – победители конкурса с толком распорядятся полученными деньгами, это может изменить ландшафт российского профессионального образования. Характер изменений породит мультиплицирующий эффект!
Присутствующие на “круглом столе” восприняли это заявление без энтузиазма. И стали обсуждать критерии, связанные с международной деятельностью вузов.
– Вуз не может быть инновационным, если он не котируется на международной арене, – заявил Федор Дудырев.
Поскольку “инновационность”, которую все понимают по-разному, – самый главный критерий отбора, участники обсуждения сразу принялись объяснять представителю министерства, что его тезис не совсем правилен. Упомянули и наши стандарты, и устаревший перечень специальностей и профессий, которые мешают “интеграции вузов в международное образовательное пространство”.
Ректоры вузов, которые обычно любят поговорить о “самом лучшем в мире образовании” и его перспективах за рубежом, на этот раз отнеслись к своим возможностям весьма самокритично.
– Сегодня на рынке мирового образования мы занимаем нишу, работая со странами СНГ и Юго-Восточной Азии, – констатировал Дмитрий Пузанков, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ). – Пока мы привлекаем студентов из этих стран тем, что наше образование дешевле по сравнению с европейским и американским. Мы можем поднять цену при условии, что повысим качество образования.
По мнению большинства, выполнить эту задачу можно, активно включившись в Болонский процесс. Не случайно важное место в числе критериев отводится сугубо болонским: например, принимается во внимание доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам (бакалавриат–магистратура), использование кредитной системы в управлении вузом (вместо привычного учета академических часов).
В числе прочих обращает на себя внимание такое требование, как “отношение количества мест в общежитиях к общей численности студентов”. Известно, что недостаток общежитий – головная боль большинства ректоров. Студенты живут в переполненных комнатах, там же готовят. Пожары в общежитиях из-за перегрузки электропроводки памятны всем.
Странно, но ректоры приняли критерий “по числу мест в общежитиях” спокойно. Может быть, потому, что Федеральное агентство по образованию недавно объявило о запуске программы строительства общежитий при вузах, под которую обещано солидное финансирование.
Некоторые на радостях пошли в заявлениях еще дальше.
– Нам надо переманивать Европу, европейских студентов, – заявил проректор по учебной работе Московского государственного института электронной техники Алексей Поспелов. – В том числе и общежитиями.
Чтобы студентов из Англии или Франции что-то заинтересовало в наших нынешних “общагах”, представить сложно. Появление в вузах кампусов, как, например, в Америке, вряд ли произойдет скоро и повсеместно.
Если уж кого и придется заинтересовывать условиями жизни в России, так это иностранных ученых, поскольку один из критериев отбора – “доля приглашенных из-за рубежа профессоров и преподавателей”.
Почему-то никто из участников «круглого стола» не сказал о том, что иностранным студентам необходимо прежде всего обеспечить безопасность, хотя новости об избитых студентах из Африки или с Востока
приходят едва ли не каждую неделю.
Может быть, это одна из основных причин, по которой Россия в последние годы утратила свои позиции в области экспорта образовательных услуг, занимая лишь 1,5–2% на этом рынке, приносящем многомиллиардные доходы другим странам?
Второй горячей темой обсуждения стало “качество выпускников согласно независимому рейтингу работодателей”.
Ректоры вузов, претендующих на звание инновационных, уже начали составлять списки своих выдающихся выпускников. И тут возник закономерный вопрос: кого можно отнести к этой категории? Писателей, поэтов, композиторов, политических деятелей, чемпионов спорта? По свидетельству Дмитрия Пузанкова, среди выпускников ЛЭТИ немало таких прославленных людей, сделавших карьеру не по специальности.
– Очень значимыми показателями успешности и эффективности вуза является характеристика карьерных траекторий его выпускников: возможности трудоустройства после окончания вуза (прежде всего по полученной профессии), карьерный рост, уровень заработной платы и его динамика, мобильность выпускников, признание их профессионализма ведущими российскими и зарубежными компаниями и т.д. – считает руководитель проектной группы РАО “ЕЭС России” по мониторингу ЖКХ, член генерального совета Общероссийской общественной организации “Деловая Россия” Николай Брусникин.

Представители Минобрнауки заверили собравшихся, что все их рекомендации будут учтены при формировании окончательного варианта критериев отбора, который планируется опубликовать в середине декабря.
В декабре – январе стартует конкурсная процедура: вузы начнут подавать свои заявки и документы.
К концу февраля – началу марта министерство намерено представить итоговый список вузов-победителей, в котором, по свидетельству Федора Дудырева, “наряду с вузами, которые у всех на слуху, могут оказаться и новые имена, если процедура конкурсного отбора будет адекватной”.
Для выполнения последнего условия министерство планирует сделать все этапы конкурса максимально гласными и привлечь в качестве экспертов известных политиков, предпринимателей, общественных деятелей, чья непредвзятая, неангажированная позиция очевидна для всех.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru