Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Юрист, экономист, менеджер

О каком образовании для своих детей мечтают родители-иммигранты

Родители-иммигранты гораздо более серьезно относятся к учебе своих детей, чем коренные жители. Их высокий уровень доверия к школе существенно повышает уровень достижений детей.
Таковы вкратце результаты исследования, осуществленного по заказу министерства образования Франции. Британские ученые пришли к аналогичным выводам.

Родительские амбиции

Общепринятая точка зрения проста: школьные проблемы ребенка чаще всего связаны с неблагополучной семьей. В первую очередь это семьи с низким уровнем дохода, невысоким образовательным цензом. И под такое описание идеально подходит большинство иммигрантских семей. Родители заняты неквалифицированным, малооплачиваемым трудом. Не-
совпадение культурных, религиозных традиций, языковой барьер еще более усугубляют положение. Существует распространенное мнение: дети иммигрантов не хотят ни учиться, ни работать. Им лишь бы пособие получать.
В течение семи лет социологи, педагоги вели наблюдения за школьными успехами примерно 10 тысяч детей – выходцев из разных социальных слоев, беседовали с их родителями, проводили разнообразные опросы. И неожиданно выяснилось: дети иммигрантов учатся гораздо лучше, чем их сверстники коренной национальности, чьи отцы работают, к примеру, на том же заводе, в той же шахте, что и приезжие.
Хотя при этом в целом уровень жизни приезжих гораздо ниже, чем у коренного населения. 88% арабских семей и 77% португальских (две самые крупные национальные диаспоры во Франции) заняты неквалифицированным трудом. При этом португальские женщины иногда ходят на работу, а вот арабские почти никогда – совершенно поглощены домашним хозяйством, детьми.
Большинство иммигрантов или совсем не посещали школу, или едва дошли до конца средней. Среди португальцев четверть посещали школу. Среди арабов – пятая часть. Они плохо представляют себе, что такое школьные занятия, как можно помочь ребенку. Не умеют установить контакт с учителем, другими родителями класса, не знают ничего о своих правах, о возможности, скажем, заниматься индивидуально по облегченным программам.
Что касается образовательных перспектив, то 40% родителей-иммигрантов заявляют, что хотели бы видеть своих детей на университетской скамье. С чего вдруг? Французские семьи аналогичного уровня достатка предпочитают узкопрофессиональное образование. Они считают, что ребенок скорее всего повторит их собственный путь, останется в том же социальном слое, где находятся они сами. А вот иммигранты рассматривают образование как важнейшее средство интеграции в чужеродную среду и продвижения по социальной лестнице.
Родители-иммигранты чаще других, отвечая на вопросы анкеты, утверждали, что готовы пожертвовать всем ради того, чтобы дать детям хорошее образование. Они пытаются ставить высокую планку достижений для своих детей, подталкивают их к поиску своего пути в жизни, отличного от родительской судьбы.
Арабские и португальские отцы категорически не хотят, чтобы их сыновья работали на том же заводе, где работают они сами, даже на более престижной должности.

Мечты и реальность

Родительские ожидания передаются детям. 49% детей иммигрантов хотят быть студентами. Но каковы их шансы?
Школьники французского происхождения, как правило, без проблем (80%) переходят из класса в класс. А вот дети иммигрантов довольно часто (в 50% случаев) остаются на второй год, заканчивают курс без диплома. Труднее всего им дается младшая школа и начало средней. Именно здесь сосредоточено самое большое количество второгодников, неуспевающих. И именно из-за стартовых проблем подростки из иммигрантских семей не доходят до выпускных классов. Что уж говорить об университете!
Девочки во всех социальных и национальных группах учатся успешнее, чем мальчишки. Девочки из арабских семей практически ни в чем не уступают своим французским ровесницам. Зато 60% мальчиков-иммигрантов не в состоянии освоить программу.
Французские школьники более реалистичны, более гибки. Они легче меняют планы в зависимости от конкретной ситуации, находят больше возможностей.
С другой стороны, французские подростки сильно зависят от мнения родителей. А вот юным арабам и португальцам приходится самостоятельно строить свою образовательную траекторию.
61% французских учеников, отвечая на вопросы анкеты, признали, что именно родители помогли им определиться с выбором формы обучения после окончания средней школы. 8% сказали, что семья никак не повлияла на этот выбор. И только 2% ни разу даже не обсудили с родителями свои образовательные планы.
В семьях иммигрантов роль родителей менее значима. 53% португальских старшеклассников и всего 46% арабских считают, что следуют семейным советам. Семья, конечно, дает советы, но они нереалистичны. Зато ребенок наследует высокий уровень амбиций, а также готовность осваивать новое – то, что заставило когда-то его предков отправиться на поиски счастья в незнакомый мир. И именно дети иммигрантов максимально используют возможности школьных медиацентров, городских библиотек.
Однако несмотря на исходные намерения, арабские подростки все же не доходят до университета. Они в четыре раза чаще оказываются учениками профессиональных училищ, технических вузов практической направленности, чем молодежь коренного происхождения.
Именно образовательная система – селективная, стандартизованная, не учитывающая индивидуальных особенностей ребенка – ставит крест на его мечте об университете, разрушает амбициозные планы, которые он лелеял, поступая в школу.
26% французских выпускников считают школу виновницей того, что исходные намерения не осуществились. А вот среди португальцев таких 33%, а среди арабов – 40%. Мол, не они сами, а школа виновата.
Арабские, португальские подростки вступают во взрослую жизнь с чувством обиды, сознанием того, что они люди второго сорта, бесправные и униженные. Отсюда гнев, агрессия, акты бессмысленного вандализма. Жалкая месть миру, не оценившему их титанических усилий и разрушившему мечты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru