Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело


 

Дмитрий ШЕВАРОВ

«Пианистка»

Спустя 40 лет после того, как вышел в свет знаменитый очерк Симона Соловейчика, открывается
фестиваль в память героини той публикации – Веры Августовны Лотар-Шевченко

19 декабря 1965 года в «Комсомольской правде» появился очерк «Пианистка». Не было ни броского аншлага, ни фото, только убористый петит и подпись «С.Соловейчик (наш корр.)». Триста строк о судьбе французской пианистки Веры Лотар-Шевченко, вышедшей замуж за русского инженера, приехавшей в СССР в канун войны, арестованной и брошенной в лагерь, выжившей в этом аду и вернувшейся к музыке в далеком сибирском городе. Одинокая и всеми забытая, она играла Дебюсси и Равеля в полупустом зале местного Дома политпросвещения.
Для середины 60-х ничего исключительного не было в этой судьбе. Бывших гулаговских заключенных можно было встретить и в библиотеке, и в колхозе, и в вечернем троллейбусе. И всем им, вернувшимся из небытия, приходилось крайне тяжело. Об этом знали в каждой семье и без газет.
Но в очерке «Пианистка» было сказано что-то такое важное, что выводило читателя за пределы быта, политики и даже темы «преодоления культа личности». Это важное автор не обозначил в четких тезисах, и все-таки оно было таинственно услышано всеми, кто передавал тогда «Пианистку» из рук в руки.
Или просто время было такое отзывчивое?
«…Я знаю, я уверена, что только музыка помогла вам пройти через все испытания… Если хотите, я буду вам сестрой, другом. Если вам когда-нибудь потребуется моя помощь, позовите, и я приду, где бы вы ни были…”
Точного адреса никто не знал, и люди писали на конвертах: “Барнаул, филармония, пианистке В.А.Лотар-Шевченко” или еще проще: “Барнаул, великой пианистке Лотар-Шевченко”. На одном письме из Ленинграда сохранилось обращение к почтальонам: «Прошу разыскать эту женщину и вручить ей письмо!»
“…Дорогая Вера Августовна, я узнала из газеты, что в Ленинграде назначен ваш концерт. Я прошу вас быть нашим гостем. Пожалуйста, прямо с поезда и к нам. Если приедете раньше, то мы еще сошьем новое платье к вашему концерту. Я его быстро сошью и какое хотите…”
“…Я живу в г. Джанкое, работаю мастером на заводе. Родители погибли. Я никогда не целовала свою маму, потому что не помню ее, разрешите мне вас от всего сердца поцеловать за то, что вы есть у нас...”
“…Милая Вера Августовна! Вся наша семья обнимает вас и поздравляет с Новым годом! Очень радуемся – читали о вас статью в комсомольской газете за 19-е число. Написано замечательно – здесь, в Тагиле, эта статья наделала много шума, к нам все звонили и радовались за вас. Все вас здесь любят и очень ждут вашего приезда с концертом!..”
До публикации «Пианистки» местное начальство относилось к француженке с подозрением и старалось поскромнее афишировать ее концерты. Народу на них было немного. Симон Львович завершал свой очерк словами: «Пока что я мечтаю об одном: хорошо бы в «Комсомольской правде» под рубрикой «По следам наших выступлений» увидеть заметочку, в которой было бы сказано, что в Барнауле состоялся очередной концерт пианистки Веры Лотар-Шевченко и что зал был переполнен…»
Буквально через несколько дней все изменилось. На выступление Веры Августовны 8 января уже невозможно было достать билет. Газета «Молодежь Алтая» писала в эти дни: «За пятьсот метров на Ленинском проспекте встречали нас молодые люди и спрашивали настойчиво: «Вы на концерт? Лишнего билетика нет?..» А в это время в зале многим просто не хватало мест. Стулья унесли даже из-за кулис…»
Если объявлялось о ее концертах в Москве или Ленинграде, то билеты в первый ряд не продавались. Эти места Вера Августовна просила оставлять тем, кто был с ней в лагере. Чаще всего первый ряд так и оставался пустым...
“…Недавно в “Комсомольской правде” я прочла статью, посвященную вам. Она меня поразила. Мне захотелось написать вам. Сама не знаю что, но что-то очень хорошее… Я так рада, что назначен ваш концерт в Ленинграде. Только бы мне попасть на него…»
“…Приглашаю вас к нам в гости. Яркое солнце Азербайджана и тепло наших сердец согреют вас”.
“Мы с нетерпением ждем встречи с вами в Киеве, приезжайте к нам…”
“Приезжайте на гастроли в наш заснеженный Красноярск!”
Среди приглашений одно было исключительно дельным. Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев не просто предложил Вере Августовне переехать в новосибирский Академгородок, но и добился для нее однокомнатной квартиры на улице Терешковой, помог с переездом.
Поэтому нет случайности в том, что фестиваль памяти Лотар-Шевченко пройдет именно в Новосибирске. Здесь она обрела дом и прожила последние двадцать лет своей жизни. Здесь ее любили. На лестничной площадке у ее квартиры часто собирались студенты и школьники, чтобы послушать музыку. Она знала об этой «филармонии» и оставляла дверь полуоткрытой.
В Новосибирском театре оперы и балета четверть века назад состоялся последний большой концерт Веры Лотар-Шевченко. И вот через несколько дней, 1 декабря, именно в концертном зале этого прекрасного театра откроется фестиваль фортепианной музыки в ее память.
Среди тех, кто помогал в организации фестиваля, – атташе по культуре посольства Франции в России Жоэль Бастенэр, художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский, представитель Международного союза музыкальных деятелей Александр Скрябин, музыковед Дмитрий Соллертинский, журналист Юрий Данилин.
В фестивальных концертах участвуют известные российские пианисты – Александр Мельников, Наталья Талдыкина, Константин Лапшин, Филипп Копачевский. Последний – самый известный молодой музыкант в стране (он еще учится в Центральной музыкальной школе при консерватории), но музыкальных наград у него уже сейчас больше, чем у многих исполнителей. Приедет французский пианист Дэвид Фрей. Исполняться будут прежде всего близкие Вере Августовне композиторы: Шопен и Дебюсси, Бах и Бетховен, Лист и Шуберт. Фестиваль продлится до 5 декабря.
А на будущий год у него ожидается достойное продолжение. Первый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко пройдет в Новосибирске с 1 по 14 декабря 2006 года. Попечительский совет конкурса возглавляет пианист Михаил Плетнев. В составе совета – кинорежиссер Владимир Мотыль, известный французский пианист Паскаль Девуайон, директор «Ecole Normale de Musique de Paris» Генри Хейгель, знаменитая актриса Анни Жирардо, сыгравшая в 1990 году главную роль в фильме «Руфь», посвященном судьбе В.А.Лотар-Шевченко.
Поясняя название фильма, Анни Жирардо говорила: «Это один день из жизни женщины, которая, подобно библейской Руфь, не пожелала покинуть родину убитого мужа…»

Что за музыка, Боже ты мой!
Вместо паузы глухонемой –
Краткий выдох, секунда молчанья
И звучанье, звучанье, звучанье
До скончания жизни самой…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru