«Пианистка»
Спустя 40 лет после того, как вышел в
свет знаменитый очерк Симона Соловейчика,
открывается
фестиваль в память героини той публикации – Веры
Августовны Лотар-Шевченко
19 декабря 1965 года в «Комсомольской
правде» появился очерк «Пианистка». Не было ни
броского аншлага, ни фото, только убористый петит
и подпись «С.Соловейчик (наш корр.)». Триста строк
о судьбе французской пианистки Веры
Лотар-Шевченко, вышедшей замуж за русского
инженера, приехавшей в СССР в канун войны,
арестованной и брошенной в лагерь, выжившей в
этом аду и вернувшейся к музыке в далеком
сибирском городе. Одинокая и всеми забытая, она
играла Дебюсси и Равеля в полупустом зале
местного Дома политпросвещения.
Для середины 60-х ничего исключительного не было в
этой судьбе. Бывших гулаговских заключенных
можно было встретить и в библиотеке, и в колхозе,
и в вечернем троллейбусе. И всем им, вернувшимся
из небытия, приходилось крайне тяжело. Об этом
знали в каждой семье и без газет.
Но в очерке «Пианистка» было сказано что-то такое
важное, что выводило читателя за пределы быта,
политики и даже темы «преодоления культа
личности». Это важное автор не обозначил в четких
тезисах, и все-таки оно было таинственно услышано
всеми, кто передавал тогда «Пианистку» из рук в
руки.
Или просто время было такое отзывчивое?
«…Я знаю, я уверена, что только музыка помогла
вам пройти через все испытания… Если хотите, я
буду вам сестрой, другом. Если вам когда-нибудь
потребуется моя помощь, позовите, и я приду, где
бы вы ни были…”
Точного адреса никто не знал, и люди писали на
конвертах: “Барнаул, филармония, пианистке
В.А.Лотар-Шевченко” или еще проще: “Барнаул,
великой пианистке Лотар-Шевченко”. На одном
письме из Ленинграда сохранилось обращение к
почтальонам: «Прошу разыскать эту женщину и
вручить ей письмо!»
“…Дорогая Вера Августовна, я узнала из газеты,
что в Ленинграде назначен ваш концерт. Я прошу
вас быть нашим гостем. Пожалуйста, прямо с поезда
и к нам. Если приедете раньше, то мы еще сошьем
новое платье к вашему концерту. Я его быстро
сошью и какое хотите…”
“…Я живу в г. Джанкое, работаю мастером на
заводе. Родители погибли. Я никогда не целовала
свою маму, потому что не помню ее, разрешите мне
вас от всего сердца поцеловать за то, что вы есть
у нас...”
“…Милая Вера Августовна! Вся наша семья
обнимает вас и поздравляет с Новым годом! Очень
радуемся – читали о вас статью в комсомольской
газете за 19-е число. Написано замечательно –
здесь, в Тагиле, эта статья наделала много шума, к
нам все звонили и радовались за вас. Все вас здесь
любят и очень ждут вашего приезда с концертом!..”
До публикации «Пианистки» местное начальство
относилось к француженке с подозрением и
старалось поскромнее афишировать ее концерты.
Народу на них было немного. Симон Львович
завершал свой очерк словами: «Пока что я мечтаю
об одном: хорошо бы в «Комсомольской правде» под
рубрикой «По следам наших выступлений» увидеть
заметочку, в которой было бы сказано, что в
Барнауле состоялся очередной концерт пианистки
Веры Лотар-Шевченко и что зал был переполнен…»
Буквально через несколько дней все изменилось.
На выступление Веры Августовны 8 января уже
невозможно было достать билет. Газета «Молодежь
Алтая» писала в эти дни: «За пятьсот метров на
Ленинском проспекте встречали нас молодые люди и
спрашивали настойчиво: «Вы на концерт? Лишнего
билетика нет?..» А в это время в зале многим просто
не хватало мест. Стулья унесли даже из-за кулис…»
Если объявлялось о ее концертах в Москве или
Ленинграде, то билеты в первый ряд не
продавались. Эти места Вера Августовна просила
оставлять тем, кто был с ней в лагере. Чаще всего
первый ряд так и оставался пустым...
“…Недавно в “Комсомольской правде” я прочла
статью, посвященную вам. Она меня поразила. Мне
захотелось написать вам. Сама не знаю что, но
что-то очень хорошее… Я так рада, что назначен
ваш концерт в Ленинграде. Только бы мне попасть
на него…»
“…Приглашаю вас к нам в гости. Яркое солнце
Азербайджана и тепло наших сердец согреют вас”.
“Мы с нетерпением ждем встречи с вами в Киеве,
приезжайте к нам…”
“Приезжайте на гастроли в наш заснеженный
Красноярск!”
Среди приглашений одно было исключительно
дельным. Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев
не просто предложил Вере Августовне переехать в
новосибирский Академгородок, но и добился для
нее однокомнатной квартиры на улице Терешковой,
помог с переездом.
Поэтому нет случайности в том, что фестиваль
памяти Лотар-Шевченко пройдет именно в
Новосибирске. Здесь она обрела дом и прожила
последние двадцать лет своей жизни. Здесь ее
любили. На лестничной площадке у ее квартиры
часто собирались студенты и школьники, чтобы
послушать музыку. Она знала об этой «филармонии»
и оставляла дверь полуоткрытой.
В Новосибирском театре оперы и балета четверть
века назад состоялся последний большой концерт
Веры Лотар-Шевченко. И вот через несколько дней, 1
декабря, именно в концертном зале этого
прекрасного театра откроется фестиваль
фортепианной музыки в ее память.
Среди тех, кто помогал в организации фестиваля, –
атташе по культуре посольства Франции в России
Жоэль Бастенэр, художественный руководитель
Новосибирской филармонии Владимир Калужский,
представитель Международного союза музыкальных
деятелей Александр Скрябин, музыковед Дмитрий
Соллертинский, журналист Юрий Данилин.
В фестивальных концертах участвуют известные
российские пианисты – Александр Мельников,
Наталья Талдыкина, Константин Лапшин, Филипп
Копачевский. Последний – самый известный
молодой музыкант в стране (он еще учится в
Центральной музыкальной школе при
консерватории), но музыкальных наград у него уже
сейчас больше, чем у многих исполнителей. Приедет
французский пианист Дэвид Фрей. Исполняться
будут прежде всего близкие Вере Августовне
композиторы: Шопен и Дебюсси, Бах и Бетховен, Лист
и Шуберт. Фестиваль продлится до 5 декабря.
А на будущий год у него ожидается достойное
продолжение. Первый международный конкурс
пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко пройдет в
Новосибирске с 1 по 14 декабря 2006 года.
Попечительский совет конкурса возглавляет
пианист Михаил Плетнев. В составе совета –
кинорежиссер Владимир Мотыль, известный
французский пианист Паскаль Девуайон, директор
«Ecole Normale de Musique de Paris» Генри Хейгель, знаменитая
актриса Анни Жирардо, сыгравшая в 1990 году главную
роль в фильме «Руфь», посвященном судьбе
В.А.Лотар-Шевченко.
Поясняя название фильма, Анни Жирардо говорила:
«Это один день из жизни женщины, которая, подобно
библейской Руфь, не пожелала покинуть родину
убитого мужа…»
Что за музыка, Боже ты мой!
Вместо паузы глухонемой –
Краткий выдох, секунда молчанья
И звучанье, звучанье, звучанье
До скончания жизни самой…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|