Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ОБРАЗ 

Татьяна ДАВЫДОВА

Беседы со счастливым музыкантом

Книга откровений Гии Канчели и его друзей

Композитор Гия Канчели – живой грузинский классик – любим публикой не только за замечательную музыку к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза», хотя это, конечно, шлягеры из шлягеров. Перу Канчели принадлежит еще множество произведений, от сольных миниатюр до грандиозных симфоний, есть даже опера, а также музыка к нескольким десяткам драматических спектаклей, в том числе к пьесам Шекспира. Сочинения Канчели любят и знают за рубежом, тому свидетельством многочисленные заказы из Европы и Америки. Монументальные творения вроде философского «Стикса» стали в последние годы невероятно популярными, а сам композитор, отмечая 70-летие и потому невольно подводя очередной итог еще одному ушедшему десятилетию, по-прежнему полон сил и творческих идей. И конечно, именно в юбилейный год ему особенно часто приходится снова и снова рассказывать о творческом методе, о вечнозеленой песенке «Чито-гврито» (бедный композитор, устав от однообразных расспросов, даже пустил «утку», что автор песни – Георгий Данелия); о том, почему он пишет «очень медленную и очень печальную музыку»; о сотрудничестве с выдающимися музыкантами – такими, как Джансуг Кахидзе, Гидон Кремер, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Валерий Гергиев. И о многом другом.
Теперь каждый может узнать обо всем, что связано с Гией Канчели, без помощи газет и с гораздо большей долей подробностей. К 70-летию композитора (он отметил юбилей 10 августа) и заодно в подарок всем поклонникам его творчества в издательстве «Музыка» вышла книга «Гия Канчели в диалогах». Беседы с грузинским классиком ведет музыковед, доктор искусствоведения, профессор Академии хорового искусства Наталья Зейфас, которая дополнила увлекательные диалоги интереснейшими свидетельствами друзей и современников композитора. В их числе коллеги – Альфред Шнитке и Удо Циммерман; музыканты-исполнители – как вышеперечисленные, так и Лев Маркиз, Геннадий Рождественский; режиссеры Роберт Стуруа, Георгий Данелия, Юрий Любимов и многие-многие другие деятели искусства. В книге представлены также и литературные публикации самого Канчели, фрагменты переписки. Подробнейший справочный материал в приложении – само собой.
Главное в этой замечательной книге – широта охвата (кажется, теперь у Гии Александровича не осталось от читателя ни одного секрета) и добрый доверительный тон, с которым композитор рассказывает о своей музыке и о своей жизни. В двадцать один диалог заключены его повествования о детстве и юношестве, членах семьи, годах учения, о советской власти, о работе в театре и кино, даже о страсти к автомобилям, но в большей части – о ключевых произведениях и ключевых фигурах, без которых многое в жизни Канчели было бы совсем другим.
Например, разве не удивительно узнать, что автор семи симфоний и прочих «академических» опусов пришел в мир музыки благодаря джазу? Что его страстная влюбленность в музыку началась не с Баха и Шуберта, а с Гленна Миллера и Дюка Эллингтона и что всю жизнь автор «Стикса» лелеял мечту о биг-бэнде. Или что счастливую музыкальную судьбу ему предрекли еще в младенческом возрасте – ведь у него, оказывается, «необыкновенная форма ушей, красивые пальцы и родинка на животе» – значит, суждено ему быть счастливым и стать музыкантом. Или что Гия Канчели на самом деле Канчавели: такова была фамилия деда, он и преобразовал ее по собственному желанию в Канчели.
Рассказывая о своей молодости, композитор акцентирует: его музыка стала итогом «непоследовательности в образовании и самообразовании». Мол, сочиняет композитор так же спонтанно, как его ребенком воспитывали. Но истоки произведений Канчели вполне определенны. Их можно обнаружить и в богатом личном опыте, и в унаследованных традициях, но даже в родном доме композитора, куда желанного гостя внизу у лестницы зазывает надпись «Salve» («Добро пожаловать»). Полукатолик-полуправославный, композитор часто использовал в своих сочинениях тексты Писания, но даже без них его обращенность к высшим сферам всегда слышна. Счастье же композитору выпало земное: он находит его в общении с родными (любимой женой, детьми, внуками) и во взаимоотношениях с друзьями. Немало сочинений им посвящено. Этим тихим счастьем любви и дружбы тоже наполнена его музыка.
Лучше один раз прочитать саму книгу, чем краткий рассказ о ней. Внешний вид этого внушительного (около 600 страниц) издания указывает на его небудничную природу – богатая, дорогая полиграфия, роскошный фотоматериал, толстая глянцевая бумага и праздничное, необычное оформление (дизайнерские находки вроде подмены «красной строки» красным цветом шрифта явно не к удобству чтения, но некоторые визуальные решения во всяком случае оригинальны). Читателю следует учесть, что этот солидный фолиант будет неудобно «глотать» в транспорте. Так же как очень медленная и очень вдумчивая музыка Канчели, эта книга требует к себе особого отношения: ее нужно положить на стол, оставить заботы в стороне и погрузиться в многообразный мир счастливого музыканта.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru