Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Дмитрий ИВАНОВ,
кандидат психологических наук

Когда правила не диктуются, а вырабатываются

Только тогда и можно говорить о настоящем исследовании школьной жизни

Первые российские общественные экспертизы в сфере образования проводились еще в середине 90-х. К одному из создателей исходного проекта мы и обратились за комментариями.
Экспертиза – в первую очередь исследование, анализ деятельности в ситуации, которую нельзя однозначно определить с точки зрения имеющихся знаний или норм. Назначение экспертизы – не контролировать выполнение правил и стандартов, а помогать школам решать новые задачи, связанные с изменениями в традиционной педагогической практике.
С этой точки зрения вроде бы нет никакого смысла в экспертизе обычной, традиционной школы, действующей в рамках заданных инструкций и программ. Контролируй соблюдение норматива – и все! Но дело в том, что образовательная ситуация всегда неопределенная, ни один учитель не работает в абсолютном следовании технологии, стандарту. Это живой человек, перед которым сидят неидеальные дети со своими особенностями, желаниями. Поэтому экспертиза способна помочь коллективу школы, любого образовательного учреждения осознать происходящее, приблизиться к достижению явных или пока еще неявных задач, которые возникают на пути развития.
Технология проведения подобной экспертизы может быть различной, но главным инструментом исследования всегда становится сам эксперт, который, отбросив предубеждения и привычные мерки, наблюдает происходящее, анализирует факты, чтобы затем сделать содержательные выводы.
Важная часть работы эксперта – понимание и выявление тех ценностей и целей, которые лежат в основе деятельности данной школы и конкретного педагога. Эксперт помогает учителю осознать, чему он в действительности хочет научить детей. Очевидно, что эта работа будет эффективна только тогда, когда учитель полностью доверяет эксперту. Поэтому так важен вопрос о выборе эксперта. Совершенно неприемлемо использование в этом качестве узких специалистов, пусть и очень компетентных, учителей с большим педагогическим опытом, а также назначение экспертов распоряжением органов управления образованием в одностороннем порядке, без согласования с коллективом школы.
Как при помощи экспертизы определить, кто наиболее полно реализует в деятельности заявленные цели? А если еще и цели не заявлены, как в случае с президентской премией? Президентский грант – лишь средство инициации или поддержки школ, реализующих приоритетные задачи. А какие задачи считает наше правительство приоритетными в области общего среднего образования? Если нет задач, то нет и содержательного критерия выявления лидера. Грант за качество образования? За демократичность? За создание максимально комфортной для ребенка или развивающей среды? В этом случае многое зависит от состава экспертной группы и особенностей экспертируемых учреждений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru