Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Дети, которые сегодня учатся в школе Френе

Дети, которые сегодня учатся в школе Френе
Во Франции прошел 47-й Международный конгресс педагогов, увлеченных идеями Селестена Френе. Участвовали в нем и российские учителя. Правда, было их на конгрессе, к сожалению, немного. Из Саратова и из Москвы. Имя Френе не столь известно у нас, как имена других реформаторов школы – таких как Монтессори или Штайнер... А между тем педагогика Френе не требует дорогостоящих материалов, немедленной отмены классно-урочной системы и обязательной программы. Она вполне применима в обычной школе, поскольку предполагает массу вариантов, целый спектр возможностей. А учитель сам выбирает меру допустимого, ту степень свободы, к которой он готов именно сегодня.
На открытии конгресса Катрин Шабрун, президент Института современной школы, сказала:
– В начале ХХ века Френе поразился тому, как мало людей видят сложность и противоречивость мира. И понял, что только образование, которое соединяет знания и человека в процессе живой деятельности, может дать понимание этой противоречивости. А значит, и возможность осознанно строить свою жизнь и наш мир.
События последних дней, погромы в мирных французских провинциях, бессмысленная агрессия толпы молодых людей, направленная в первую очередь, что показательно, против школьных автобусов, зданий, библиотек, заставили и самих французов, и весь мир снова задуматься о роли образования в поддержании хотя бы относительного порядка.
На конгрессе прозвучала цифра – во Франции 3 тысячи педагогов считают себя продолжателями идей Френе. Но большинство по-прежнему уверено, что единые нормы необходимы детям. Не их ли выпускники жестоко и решительно заявили сегодня о своем нежелании быть как все, мириться с беспросветным существованием. И одновременно – о своем неумении добиваться цели цивилизованными методами, принимать ответственные решения. Вероятно, французская школа учтет это заявление. Остальным, наверное, лучше учиться на чужих ошибках.
Моник РИБИС

Карточка та же, да не та!

На уроках Френе именно ученик планирует и оценивает свой результат

Деятель, а не потребитель

Что бы ни делал учитель школы Френе (каждый здесь работает по-своему), прежде всего он стремится воспитать в детях чувство ответственности, независимость, умение действовать самостоятельно. В процессе обучения ребенок не должен быть потребителем, и он становится главным действующим лицом: присваивает знания, оценивает уровень своих компетенций. А помогают в этом знаменитые «карточки Френе».
Совершенно не обязательно покупать неведомо где заветные комплекты. Можно использовать как рабочий материал существующие дидактические пособия, можно готовить задания самостоятельно – с коллегами, с ребятами. Лишь бы карточек было много, по разным темам, разного уровня сложности (с постепенным продвижением в теме, в освоении умения) и с условными обозначениями, позволяющими ученику разобраться, зачем нужна та или иная карточка, насколько она трудна. И главное – карточка должна давать ученику возможность самому себя проверить, оценить без помощи учителя, что он уже умеет, чему еще осталось научиться.
Только давайте начнем постепенно, а не сразу обрушим на головы детей волшебные листочки в надежде, что все остальное произойдет само собой. Ведь большинство учеников в обыкновенной школе пока не готовы к самостоятельной работе. К тому же всякое изменение они обычно воспринимают как разрушение привычного порядка.
Сами по себе карточки ничего не меняют в ходе традиционного урока. Видела я такие картины: сидят под пристальным взглядом строгого педагога послушные дети и заполняют одинаковые для всех карточки (в крайнем случае – два варианта, первый и второй). Когда ни выбора, ни самостоятельности, ни ответственности. А случалось наблюдать и другую крайность. Крик, шум, ученики носятся по классу, дерутся, а учитель думает, что дал им свободу – возможность работать самостоятельно. И не возьмет в толк, почему же они не работают.
Просто к свободе нужно тщательно готовиться.

В предвкушении свободы

Прежде всего выделим специальное время для работы с карточками и иначе чем обычно организуем пространство. Обсудим новые правила работы и поведения. И будем готовы к тому, что в какой-то момент прежде единый класс распадется на несколько групп, по три–пять человек в каждой.
Пусть поначалу такое случится пару раз в неделю. Всего полчаса для младших учеников или час для старшеклассников. Придется переставить столы, чтобы ребята могли свободно перемещаться по классу, не мешая другим, и чтобы члены одной группы сидели рядышком или лицом друг к другу для удобства общения. Ведь если работа по-настоящему самостоятельна, то разговаривать, советоваться, помогать друг другу не только не запрещено, как на уроке, но даже необходимо.
Многие задания как раз и рассчитаны на взаимодействие. Например, составь задачу для одноклассника; и если он решит, значит, условия придуманы корректно – это тоже способ самопроверки. Или перескажи текст группе (а ребята проследят по карточке, не пропустил ли, не перепутал ли чего?). Или напиши рассказ и прочти его друзьям, а потом вместе отредактируете.
Да и при самопроверке консультация друга (возможно, более опытного в данной теме) бывает необходима.
В первый раз стоит объяснить, как обращаться с карточкой: почему необходимо внимательно прочитать, что написано с одной и с другой стороны, разобраться в задании и, если непонятно, посоветоваться с учителем, как самому проверить себя по ответам, куда положить готовую, проверенную работу… А еще важно обсудить «правила мирного сосуществования». Например, почему нельзя читать карточку вслух (только про себя или шепотом), почему нельзя кричать и бегать по классу, сметая все на своем пути (следует передвигаться осторожно и бесшумно – за новой карточкой, словарем, книгой…).
Поначалу педагогу придется еще и еще объяснять, разрываться между группами, одновременно взывающими о помощи. Вероятно, появится правило: нельзя беспокоить учителя, если он занят разговором с другой группой. Но постепенно станет легче, работа превратится в привычный, освоенный процесс. И учитель все чаще будет говорить: «разберись, что тебе нужно сделать, постарайся справиться самостоятельно». У него появится возможность и подойти к отдельному ребенку, и увидеть картину в целом.

Контроль никто не отменял

Пока ребята только учатся работать по-новому, задания им предлагает педагог, объясняя, почему он выбрал именно эту тему и уровень сложности. Но потом ребенок оказывается перед набором карточек, из которых должен выбрать что-то сам. Набор карточек иногда выдается на группу, которая должна изучить определенную тему. Постепенно дети осваивают науку самостоятельного осознанного выбора.
Но общие границы свободы все-таки определяются конкретным педагогом. Кто-то может позволить ребятам в классе работать над разными темами, другой предпочтет объединить класс общей проблемой (при том, что у каждой группы будет свое задание)... Чтобы и учителю, и всему классу было ясно, что происходит на уроке, можно повесить на стене табличку, где ребята день за днем будут отмечать, какие карточки они выполнили. Педагог увидит направление и темп движения каждого ребенка.
Раз в неделю (а если ученики совсем маленькие, то каждый день утром) класс обсуждает план действий. Есть общая схема, которую фиксирует учитель: вот то, что мы делаем вместе, а вот время, когда каждый занят своим делом. Ребенок составляет индивидуальный план работы, педагог своей подписью заверяет его или вносит вместе с учеником необходимые поправки – осталось недоделанное задание по математике с прошлой недели, нужно успеть прочесть не только свою книгу, но и общую, «по программе» – куда ж от нее денешься?
Планы намечены, приклеены в тетрадь – работа пошла.
И уже не получится просто собрать тетради и проверить ошибки. Если мы вместе обсуждали свои планы, значит, и отчитываться тоже будем друг перед другом. В конце дня (недели) проходит такой отчет: сначала в группе, потом покороче – для всего класса. Важно подвести итоги, обсудить, какие встретились трудности, проблемы. Возможно, что после очередного обсуждения появится новое правило совместной жизни (или отменится старое за ненадобностью).
В конце оговоренного срока ученики пишут тест по теме, над которой работали. Этот тест проверяет учитель, и если его результаты не совпадают с самооценкой ребенка, появляется повод выяснить причину неудачи: нужно ли еще поработать с карточками (а может, с ними надо работать как-то иначе, не лезть сразу в ответы, подробнее прописывать ход решения задачи, обсуждать с группой ошибки, а не просто исправлять буквы и цифры)?
Несбыточная мечта педагога сбывается: и программа в целом проходится, и оценки в общем-то стоят в соответствии с нормативом, но главное – каждый ребенок работает самостоятельно, заинтересованно, достойно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru