Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛОВУШКИ ПРОФЕССИИ

Игры в самих себя
Как предотвратить профессиональное выгорание

Для снятия симптомов усталости и поддержания интереса к профессии в северодвинском «Центре диагностики и консультирования» проводятся разнообразные мероприятия. Все они организуются под эгидой профессионального тренингового клуба «Игры в самих себя», который существует уже пять лет.

Для изучения картины эмоционального выгорания специалистов психологической службы города было проведено экспресс-исследование. Каковы же результаты?
Оказалось, что множество специалистов работают по принципу упрощения обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат, пытаются их облегчить или сократить. При этом эмоциональная отдача ограничивается по принципу – хочу или не хочу: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру или клиенту, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности.
По данным исследования, 22% опрошенных тратят большое количество сил на сопротивление тревожному напряжению, вызванному давлением внешних обстоятельств. Конечно, можно поспорить на тему, много это или нет, и порадоваться тому, что, несмотря на перманентную угнетенность, люди работу не бросают, а наоборот, пытаются адаптироваться к ней (нравится она им все же!). Но на самом деле перед нами не только иллюстрация нарастания стресса, но и картина неудовлетворенности трудом.
Удовлетворенность трудом – важный профессиональный фактор, имеющий тесную связь с профилактикой выгорания. Неудовлетворенность трудом как фактор имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.
В рамках тренингов по проблеме эмоционального выгорания собирались и анализировались ответы на вопрос «Что мешает вам в полной мере получать удовлетворение от работы?». В результате дискуссии (к слову, весьма бурной) у группы появлялось два списка причин неудовлетворения – организационных (или внешних) и личностных (или внутренних). Высказывания представителей разных уровней и специальностей системы образования – психологов, логопедов, заведующих детскими садами, учителей – имели как схожие, так и специфичные черты. Нехватка времени, загруженность отчетной документацией, подконтрольность и опека вышестоящих органов, конфликты в коллективе, слабое материально-техническое обеспечение – эти и другие источники негативных переживаний назывались и руководящими, и рядовыми работниками. При этом, как правило, список организационных причин был весьма объемным, а список индивидуальных состоял из 1–3 пунктов.
Что интересно: специалистам, работающим в профессии недавно, свойственно было указывать на внутренние, личные причины неудовлетворенности, в то время как специалисты со стажем практически не вспоминали о них, перечисляя причины внешнего характера.
Последний факт заставляет поразмышлять о том, что происходит с человеком в процессе углубления в профессию и накопления профильного опыта. Результаты нашего опроса показали, что симптомы той или иной фазы эмоционального выгорания имелись у специалистов с разным стажем работы. Видимо, те, кто только начинает свою карьеру, испытывают стресс, вызванный несоответствием их представлений о профессии ее реальным требованиям. (Сразу вопрос: чему учат в институте? о чем забывают рассказать студентам?) Специалистов, имеющих значительный стаж (восемь и более лет), можно разделить на две группы – с низким стрессом (или его отсутствием) и с высоким стрессом.
Иначе говоря, в одинаковых условиях труда одни люди испытывают весомое напряжение, а эмоциональная сфера других остается стабильной. Объяснение, которое напрашивается само собой, заключено в личностных особенностях, о которых как раз и забывают психологи и другие работники образования со стажем, на первый план выдвигая свои профессиональные навыки и знания.
Работа с личностными характеристиками является важной частью тренинга. Мы идем от внешних признаков к внутренним качествам, находим частные источники негативных переживаний на работе, выявляем индивидуальные ресурсы профессионального развития. Например, одним из приемов служит «Поле самодиагностики». Присутствующие дают субъективную оценку выраженности и частоте проявления у них различных признаков, в комплексе характерных для профессионального выгорания. Несмотря на то что инструкция не предполагает обсуждения результатов самостоятельного заполнения «Поля», не было случая, чтобы участники отнеслись к ним индифферентно. Одних радует незначительность признаков выгорания, других заставляет задуматься насыщенность проявления признаков какого-либо вида – поведенческих, аффективных, когнитивных, физиологических.
Есть еще один аспект, без которого не обходится исследование соотношения личного и профессионального, – временной. Участники тренинга изображают себя в контексте «Я работаю психологом (учителем, пр.)» в начале своей трудовой карьеры, в настоящий момент и через пять лет. Если ответ на вопрос «для чего я работаю?», даже претерпевая изменения, не утрачивает своего значения для человека в его профессиональном пути, если есть смысл в том, чем человек занимается, причем смысл значимый, ценный для этого конкретного человека, на наш взгляд, это является очень важным для ощущения самодостаточности.
Сохранять и восстанавливать свои эмоциональные силы надо уметь, далеко не у всех это происходит легко и естественно. Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов естественной регуляции и саморегуляции. Очень важно определиться с тем, что уже имеется в арсенале присутствующих для восстановления сил и снятия напряжения. К сбору вариантов отдыха подключаются все, и в результате составляется весьма обширный перечень. Но вопрос не в том, чтобы в принципе придумать, как же можно отдохнуть. Важно научиться реально уделять этому время и место в своей жизни.
Занятие заканчивается. За ним через несколько дней начинается вторая ступень тренинга, посвященная техникам мышечной и эмоциональной релаксации. Этим встречам, проходящим с периодичностью раз в два месяца, отводится целый рабочий день. Пол просторного помещения застилается коврами, с помощью свечей, музыки и ароматов создается атмосфера, отличная от повседневной. И обстановка, и предлагаемые упражнения преследуют одну цель – позволить специалистам отключиться от профессиональных забот, расслабиться, снять напряжение. Такой отдых достаточно глубок, а его наличие посреди рабочих будней усиливает эффект.
По понятным причинам в арсенале опыта еще нет подобных тренингов с руководителями ОУ. Это наиболее закрытая категория работников.
Но когда специалисты образования станут больше задумываться о себе, когда их личностная составляющая не будет такой ущербной по сравнению с профессиональной, тогда, может быть, термин «профессиональное выгорание» снова окажется для нас непривычным.

Людмила МАРДЕР,
педагог-психолог «Центра диагностики и консультирования»,
руководитель городского методического
объединения педагогов-психологов Северодвинск


Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Основным фактором, способствующим подобному сгоранию, считается интернальность, то есть готовность человека брать на себя всю ответственность за все происходящее. В отличие от экстернальности – умения перекладывать ее на внешние обстоятельства.


Психологи утверждают, что эмоциональному сгоранию способствуют следующие личностные установки:
l мне нельзя ошибиться;
l я должен быть сдержанным;
l я не имею права быть предвзятым;
l я обязан во всем быть примером для подражания.



Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru